Top.Mail.Ru

Республика Татарстан завершила защиту управленческих проектов

В конце минувшей недели состоялась последняя из серии защит управленческих проектов Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Напомним, она реализуется совместно с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Замыкающими стали команды образовательных организаций Республики Татарстан, которые представили в онлайн-формате 12 проектов.

Обучение управленческих команд по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» стартовало в Казани 3 февраля 2020 года и завершилось 17 апреля защитой проектов в рамках Zoom-сессии. В ближайшие годы образовательным организациям предстоит воплотить свои проекты в жизнь.

Перед началом презентаций команды поприветствовал первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин. Он отметил, что на защите, без сомнения, собрались те, кто крайне заинтересован в развитии своих образовательных организаций. Это 4 городские и 3 сельские школы, сельский лицей и городской пролицей. Также в онлайн-защите проектов приняли участие 2 детских сада (один городской и один сельский).

«Дорогие коллеги, мы очень благодарны вам за то, что несмотря на сложный контекст, вы продолжаете вести проекты! — обратилась к участникам Екатерина Хаустова, руководитель Программы по развитию личностного потенциала. — То, с чего мы начинали обучение — наш разговор о мире неопределенности и изменчивости, — стал в буквальном смысле нашей реальностью. Сейчас тема саморазвития становится еще более актуальной, и наша программа, пожалуй, оказалась одним из „противоядий“ в ситуации кризисов».

Одни из самых интересных проектов

Настоящий лицейский дух, по мнению экспертной комиссии, продемонстрировал Пушкинский пролицей № 78 города Набережные Челны. В основе концепции личностно-развивающей образовательной среды здесь — интерактивный музей «Чувства добрые я лирой пробуждал». Среди направлений работы:

  • создание интерактивной цифровой среды «Окошко в мир»;
  • книговорот «Живое общение»;
  • фотозона «Рядом с Пушкиным»;
  • «живые» экспонаты, связанные с пушкинским наследием;
  • творческие этюды «Я и мой мир».

Это и многое другое поможет сделать вечные смыслы и ценности созвучными новому поколению, выстроить настоящее взаимопонимание в работе над совместными проектами. А еще собственный «Кодекс ценностей», который был составлен по итогам опроса учеников, и сертификат «Возможностей развития», который помогает находить свою траекторию развития.

На разговор о фундаментальных темах удалось выйти и управленческой команде школы № 6 Набережных Челнов. В ходе исследования текущего состояния образовательной среды возникли вопросы: «А зачем дети ходят в школу? Просто потому, что так надо или?..» Натолкнул на эту мысль показатель «осознанность», уровень которого оказался сравнительно низким. Когда этот вопрос стали обсуждать всем коллективом, педагоги единогласно пришли к выводу, что с этим надо работать. Первым делом решили осовременить ценности и традиции школы, чтобы это было то, что готовы разделить и педагоги, и учащиеся.

Задача создания личностно-развивающей образовательной среды становится поводом для переустройства и формирования новых структур в составе школ — участниц программы. Так, например, лицей № 1 города Зеленодольска открывает отдельную лабораторию с почти созвучным и говорящим названием «РОСТ», а Шеморданский лицей — образовательно-тренинговые площадки.

Управленческие команды уверены: личностно-развивающая образовательная среда — это не только то, что происходит в школьном здании. Поэтому прилегающую территорию в русско-татарской школе № 87 города Казани решили превратить в «Точки притяжения» — комплекс парковых зон для обучения и отдыха. Это будет пространство, где можно сделать реальностью школу полного дня, полезную для здоровья. Будут созданы зоны для продленки и для мастер-классов, фотозона — в её создании, кстати, много помогают родители.

В школе № 22 — Центре образования города Казани родители тоже играют важную роль в создании личностно-развивающей образовательной среды. Например, в ходе исследования её текущего состояния стало понятно, что мамы и папы — самые большие критики, и это ценно! Это значит, что родителям не все равно, где и как учатся их дети, а благодаря этому школа знает, куда и зачем ей расти. Конечно, по словам представителей управленческой команды, текущее состояние образовательного процесса вносит свои коррективы, и сейчас в какой-то степени даже сложнее работать с родителями, но пасовать перед трудностями не стоит. Тем более, что в деле образования и воспитания детей школа и родители по определению союзники.

Результаты

В завершение онлайн-защиты проектов выступили представители экспертной комиссии. Руководитель лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ Андрей Иоффе отметил:

«Самое главное в нашей программе — те живые идеи и новые практики, которые развиваются в школе. Именно на них мы и смотрим в ваших проектах, именно их реализации мы и ждем. Я уверен, что в вашем регионе будет много таких практик».

Продолжил мысль ведущий научный сотрудник лаборатории Александр Моисеев:

«До сегодняшнего дня главной задачей было успешно представить хорошо проведенную проектную работу, теперь начинаются 2,5 года её реализации на практике. Но, пожалуйста, не рассматривайте представленные проекты как высеченные в граните. Меняйте их, если это нужно, потому что они живые и меняются вместе с тем, как под их влиянием меняется работа ваших образовательных организаций».

Именно такую задачу предстоит решать образовательным организациям 10 регионов — участников Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Пожелаем им удачи!



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»