Top.Mail.Ru

Школьный дистант

Преподаватель магистерской программы «Арт-психология и терапия искусствами в образовании» доцент, кандидат психологических наук Светлана Покровская рассказала о том, как правильно и комфортно организовать обучение ребенка в дистанционном формате. Надеемся, эти советы будут будут полезными и актуальными.

Ситуация дистанционного обучения приносит много волнений и переживаний детям и взрослым. Среди маленьких, юных клиентов уже есть ребята, которые беспокоятся, что они стали хуже воспринимать информацию, им стало труднее учиться, а некоторые даже побаиваются, что не смогут получать хорошие оценки. На самом деле, эта ситуация отличается от привычной. И родители здесь могут помочь ребенку справится с этой ситуацией быстрее и успешнее.

Организация рабочего места

Важно позаботиться, чтобы рабочее место было удобным и комфортным, особенно, если рабочее место организовано в нестандартных для ребенка условиях (например, на даче).

Необходимо чтобы:

  • рабочее место было выделено из общего пространства помещения. Высота стола должна позволять ребенку, не поднимая плеч, свободно положить руки на стол
  • рабочее место за компьютером не располагалось напротив окна: в глаза ребенку не должен попадать натуральный свет (компьютер дает большое количество стимулов за счет непостоянного светового сигнала)
  • рабочее место было привычным для ребенка, поэтому его необходимо оборудовать «учебными символами» (стакан с карандашами, книги, тетради и т. д.). Это будет восприниматься привычной картинкой и снизит напряженность.

Расположение технических средств

Желательно, чтобы монитор находился от глаз ребенка на расстоянии вытянутой руки взрослого и строго вертикально, так он будет восприниматься как модель доски. Для комфортного обучения оптимальным техническим условием будет являться стационарный компьютер. В случае, если ребенок работает с телефона или планшета, необходимо установить устройство на таком удалении, чтобы ребенок не брал их в руки.

Работа с компьютером требует большей дифференциации светочувствительности, поэтому глаза ребенка будут уставать больше, чем в обычном режиме. При длительной фиксации на одной точке (экране) происходит истощение всей нервной системы, устойчивость к деятельности резко сокращается.

У ребенка должна быть возможность менять расположение тела по отношению к гаджету, делать повороты и наклоны всем телом, а также — возможность вытянуть ноги вперед.

Напоминать ребенку о гигиене глаз. Достаточно, чтобы после 15−20 минут работы за компьютером ребенок сделал 3 коротких упражнения:

  • зажмурил глаза на 5 сек. с усилием;
  • часто сморгнул 5 раз;
  • посмотрел на 5-ть счетов на максимально удаленную в комнате или за окном точку.

Когда ребенок сосредоточенно воспринимает в дистанционном формате урок, частота смаргиваний сокращается, что может неблагоприятно влиять на слизистую оболочку глаза. Поэтому будет хорошим решением купить капли «Натуральная слеза» и по инструкции профилактически их применять.

Пространство вокруг рабочего места

Восприятие информации с экрана отличается от восприятия ее в реальности. Это требует более четкой фиксации на акустических и зрительных раздражителях, т.к. любые звуки, голос или визуальные сигналы, передаваемые через компьютер, меняют свои характеристики и оказываются для ребенка непривычными, что может приводить к выраженному истощению. Поэтому успеваемость ребенка по объективным показателям (самостоятельным работам, контрольным) может снижаться. Желательно это объяснить ребенку, чтобы избежать эмоциональных переживаний.

Пространство вокруг рабочего места ребенка не должно содержать отвлекающих стимулов (домашние животные, посторонние звуки или люди).

Необходимо объяснить своим детям вышеуказанные правила и необходимость адаптироваться к новым условиям обучения (особенно данная ситуация актуальна для детей, которые ранее не имели подобного опыта восприятия информации).

Желательно для разных членов семьи организовать рабочие места в разных комнатах, либо выстроить рабочий график.

Запись учебной информации

Обязательно следить, чтобы ребенок использовал привычные способы фиксации информации: запись в рабочих тетрадях, использование учебников, а не только текста вебинара. Это поможет сохранить ребенку ощущение привычности школьных условий, а также даст возможность систематизировать знания, которые он получает в непривычном режиме.

Режим отдыха

Как мы уже говорили, при работе через технические средства, к стандартным стимулам (речи педагога или предложенному заданию) добавляются дополнительные (например, шумы динамика), что является фактором, усиливающим истощение ребенка.

Чтобы избежать дополнительной усталости, помогите ребенку организовать не только режим занятий, но и режим отдыха. Предложите дневной отдых, желательно в затемненном помещении, чтобы снизить сенсорную атаку (количество стимулов, которые получил ребенок).

Общение с друзьями

Ребенку необходимо непосредственное общение с друзьями. Желательно организовать его через конференцию, скайп или другие программы, в которых дети смогут видеть друг друга. Возможна организация группового выполнения трудных или творческих домашних заданий по видео-чату (окружающий мир, история и др.).

Уважаемые родители,

во всем можно найти хорошую сторону. И сейчас много говорят о том, что необходимость уйти в «дистант» существенно продвинет наших детей, и даже взрослых, в возможностях оперирования новыми технологиями. Хотелось бы добавить к этому еще один плюс: у большинства детей телефон, планшет, компьютер «промаркированы» абсолютным удовольствием, отдыхом или игрой. Именно на этом держится такая стойкая увлеченность детей гаджетами. В новых условиях все эти средства начинают приобретать «знак» обязательности, усилий, а, возможно, и трудностей. И для многих детей это будет психологическим условием ослабления «тяги» и «сверхувлеченности» гаджетами.

Присутствия духа, уверенности, здоровья вам и вашим близким,

Покровская С.В.



МГПУ на фронтире дистанционного обучения


02 апреля 2020 г.


С 2018 года полностью в дистанционном формате Университет реализует магистерскую программу «Развитие детской одаренности». Кураторы программы рассказывают о своем опыте прогнозирования рисков и организации учебного процесса

Арт-фестиваль для подростков


14 февраля 2020 г.


Основная цель фестиваля – познакомить старшеклассников коррекционных школ-интернатов с доступными им профессиями и дать возможность выбора творческой реализации