15 марта 2020 года в МГПУ в рамках семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» прошла очередная встреча на тему «Читать разрешаю», организатором которой стала лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ под руководством Екатерины Асоновой.
Основной лейтмотив мероприятия — методы и приемы, которые позволили бы открыть новые направления в литературном образовании обучающихся. Привычная методика работы с произведениями на уроках литературы направлена на анализ и чтение текста в соответствии со школьной программой, которая, как правило, не учитывает читательские потребности самих учеников.
Екатерина Асонова поделилась основными тезисами и материалами исследований детского и подросткового чтения, которые позволяют взглянуть на работу почти каждого учителя со стороны. Обсудили и стереотипы о детском чтении, которые повторяются из года в год и отталкивают детей не только от чтения классической литературы, но и от чтения в принципе.
«Почему классические произведения и произведения, которые читает ребенок, равновелики? Они не заменяют друг друга, а образуют баланс. Когда мы составляем программу на основе классических канонических произведений, мы автоматически предлагаем ему интересоваться тем, что читаем мы и читали до нас. Для того чтобы читательский опыт стал действительно общим, кроме чтения заданной классической (и современной) литературы, должен быть общим и опыт чтения произведений, которые выбирает ребенок», — подчеркнула Екатерина Андреевна.
В формат семинара тонко вплетена практическая составляющая — педагоги химкинской школы «Аметист» представили проект «Список на лето для учителей», который призван помочь ученикам и учителям проявлять внимание друг к другу. Основная идея состоит в использовании современной литературы как повода для разговора.
Шестиклассники подарили учителям разных дисциплин свои любимые книги и пригласили обсудить прочитанное. За время проекта учителям было предложено 14 книг, далее дети работали в парах и выбрали 7 любимых произведений.
«Большинство учителей и детей приняли участие в проекте, но некоторые участники сомневались в успешности затеи. Дети задавали вопросы учителям, прочитавшим произведения, и от встречи к встрече ученикам удавалось выстраивать более продуктивные диалоги», — отмечает педагог школы «Аметист» Елена Манакова.
Марина Мельникова, инициатор проекта, верит, что «Список на лето для учителей» будет жить благодаря интересу учеников и учителей.
Педагоги за время реализации проекта пришли к следующим выводам:
- не существует проблем чтения в подростковом возрасте, есть проблематика, о которой не привыкли говорить;
- если мы хотим научить детей рулить, нужно систематически отдавать им руль;
- индивидуализация образования требует образовательных практик, которые не могут быть реализованы без учета индивидуальных потребностей.
Ученики с нетерпением ожидают занятий проекта «Список на лето для учителей» в новом учебном году.
Ознакомиться с материалами семинаров «Детские книги в круге чтения взрослых» и исследованиями лаборатории социокультурных образовательных практик можно на сайте «Чтение.ру».