Преподаватели ИСОКР активно участвуют в научных мероприятиях Университета. Доцент Ю.А. Шулекина, занимаясь проблемами психолингвистического сопровождения специального и инклюзивного образования, является постоянным участником Виноградовских чтений. 2020 год не стал исключением. Однако в этом году Ю.А. Шулекина не только подала заявку на участие в XVI Виноградовских чтениях «История и современность филологических наук», но и была приглашена стать соведущим секции 8: Филологическое образование: история и современность.
Научный доклад Ю.А. Шулекиной «Концепты нарративных текстов детей дошкольного возраста с разными речевыми возможностями» был посвящен проблеме качества понимания современными детьми текстов-нарративов. В свете усиления значимости филологического образования современных детей дошкольного и младшего школьного возраста данная проблематика приобретает всё большую исследовательскую ценность и актуальность.
Считается, что обучение родному языку начинается со школьного периода, однако приобщение к языку и формирование правильной речи у детей происходит гораздо раньше — на протяжении всего дошкольного детства. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает включение в программу воспитания и развития дошкольников раздела Развитие устной речи. Если в дошкольном детстве ребенок не научится работать с текстовой информацией (слушать и понимать истории, рассказывать и пересказывать их самостоятельно, фантазировать на тему), то велика вероятность, что он будет испытывать трудности в учебе и на следующей ступени образования, то есть в школе.
В особой поддержке нуждаются дети, имеющие нарушения речевого развития. Вне специальных условий обучения и воспитания они заметно отстают от своих сверстников без нарушений, и это может стать серьезным препятствием для усвоения ими основ родного языка. Более того, недостаточное овладение умением понимать и составлять нарративные тексты в дошкольном возрасте влияет на усвоение детьми школьных знаний. Данная проблема требует особого внимания со стороны педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Доклад доцента Ю.А. Шулекиной вызвал большой интерес у аудитории: слушатели задавали вопросы, организовали дискуссию. Стало понятно, что филологическое образование затрагивает разнообразные категории детей — нормально развивающихся, с нарушениями речевого развития, одаренных, имеющих разные речевые возможности.
Конференции подобного уровня помогают специалистам разных профилей — педагогам, филологам, психологам — общаться на языке современной действительности. Ведь меняющиеся требования образовательной системы в конечном итоге сводятся к решению глобальной задачи — улучшение качества образования всех категорий обучающихся. В этом вопросе Московский городской университет является законодателем тенденций.
Принимая специальное и инклюзивное образование как важную часть общей системы российского образования, Московский городской, таким образом, укрепляет свой рейтинг не только в масштабе города, но и в масштабе всей страны.