В институте специального образования и комплексной реабилитации 3 марта 2020 года в рамках «Дней науки МГПУ — 2020» был проведен открытый лекторий «Особенности письма у детей с церебральным параличом». Лекторий подготовили и провели кандидат педагогических наук, доцент Наталья Юрьевна Киселева и магистрант 2 курса СЛП Денисова Анастасия Валерьевна. Заведующая отделом обслуживания в Институте специального образования и комплексного реабилитация Широкова Евгения Юрьевна подготовила для лектория тематическую выставку книг.
Лекторы рассказали о работе с детьми в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр». В частности, там оказывается коррекционная помощь дошкольникам, школьникам и взрослым с церебральным параличом. При поражении кортикального уровня у детей с церебральным параличом страдают частичные компоненты движения: сила, точность, скорость движений, а также наблюдаются нарушения целостных двигательных актов — апраксии. Это обуславливает ограниченные возможности ребенка к самостоятельному овладению автоматическими движениями, в том числе и графо-моторными навыками. У детей с ДЦП (особенно со спастической формой) нарушаются все этапы и категории усвоения пространственных отношений, в связи, с чем пространственные представления, сенсорные эталоны величины, формы оказываются недостаточно сформированными, основанными лишь на зрительном восприятии, что также затрудняет овладение письмом. Школьники испытывают значительные трудности в ориентировке на листе бумаги и строке, при складывании целого из отдельных частей. Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях руки, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной определенных графических ошибок, а порой способствуют формированию неправильного двигательного навыка письма с нерациональными компенсациями.
В процессе лекции были показаны видеофрагменты письма детей с ДЦП. В конце лекции было предусмотрено время для ответов на вопросы слушателей.