С 13 по 15 февраля 2020 года сотрудники Института системных проектов МГПУ выступали на XVII Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования». Важное место в обсуждении заняли вопросы качества дошкольного образования.
Одним из первых мероприятий на эту тему стало пленарное заседание под руководством ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка, доцента, кандидата педагогических наук Ольги Шиян «Кто инициирует и реализует образовательные реформы».
На малом пленуме «Качество образования с точки зрения ФГОС ДО» обсуждение продолжили заместитель директора Института системных проектов, заведующий лабораторией развития ребенка Игорь Шиян и старший научный сотрудник лаборатории Татьяна Ле-ван, выступив с докладом «Представления дошкольных педагогов и родителей о критериях качества дошкольного образования (российский сегмент международного исследования)». В качестве инструмента исследования использовался стандартизированный опросник. Опрашивались дошкольные педагоги, а также родители детей, посещающих дошкольные группы, в которых работают эти педагоги. В исследовании участвовали 478 педагогов и 3938 родителей, представляющих 243 дошкольных учреждения из 19 субъектов Российской Федерации. Респонденты оценивали значимость каждого из предлагаемых в опроснике 52 критериев по семибалльной шкале. Дополнительно в исследовании представлена оценка этих же критериев 18 экспертами в области дошкольного образования.
В целом все предложенные критерии были высоко оценены как педагогами, так и родителями (минимальное среднее значение 4,5 из 7, большинство критериев получили 5,5 и более). Для воспитателей характерны более высокие средние значения практически по всем оцениваемым показателям качества, чем для родителей. Велика доля совпадений оценок педагогов и родителей в отношении ценности тех или иных критериев качества. И родители, и педагоги не слишком высоко оценивают критерии, связанные с участием семей в образовательном процессе, влияние родительской платы на качество дошкольного образования. Среди наиболее высоко оцениваемых критериев качества: детско-взрослое взаимодействие, благополучие ребенка и его безопасность. Опрошенные эксперты в качестве наиболее значимых критериев качества выделяют индивидуализированный подход к детям, взаимодействие педагогов с детьми и время для свободной игры.
Малый пленум продолжился докладом Татьяны Ле-ван и Игоря Шияна «Представления дошкольных педагогов об обучении в детском саду», а в завершении развернулась дискуссия по поводу проекта оценки качества дошкольного образования по результатам оценки инициативности детей. Сообщение делала Татьяна Доронова, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС. Обсуждали правомерность оценки качества по результатам детей, выступающие указывали на то, что это противоречит Закону «Об образовании», ФГОС ДО и создает конфликт интересов, поскольку предполагается, что диагностику детей будет проводить сам педагог.
Источник фото: Шанинка