Top.Mail.Ru

Россия — Германия: обмен опытом в рамках стажировки

Министерство просвещения Российской Федерации стало организатором международной стажировки делегации в Германию, в состав которой вошли представители БПОО, РУМЦ, ФГАОУ ДПО «ГИНФО», РУДН и МГПУ. Организаторы со стороны Германии — Федеральный институт профессионального образования и подготовки кадров (Federal Institute for Vocational Education and Training, BIBB), Бонн, Германия.

В ходе стажировки (09.12.2019−13.12.2019) по вопросам развития инклюзивного профессионального образования и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ состоялся обмен практическим и методическим опытом в рамках российско-германского диалога и в процессе посещения образовательных площадок, а также мастерских, в которых приобретают первую трудовую практику инвалиды и лица с ОВЗ.

Российский опыт по развитию инклюзивного профессионального образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ от делегации представили Ю.С. Медведева (ФГАОУ ДПО «ГИНФО»), Д.Ф. Романенкова (РУМЦ, ЧелГУ), Т.Ю. Макарова (ФМУ СПО ОВЗ, РУДН), Афанасьева Ю.А. (к.п.н., доцент ИСОиКР МГПУ). Представители Базовых профессиональных образовательных организаций поделились своими наработками в формате круглого стола.

Траектории обеспечения профессиональной ориентации для успешного трудоустройства инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, на примере Германии (Ю.А. Афанасьева).

Вопросы профессиональной ориентации в Германии освещались Комитетом AFbM-инвалидов (специалист BIBB, Кирстен Волмер), представителем Торгово-промышленной палаты «Сотрудничество с работодателями / Abilympics» Бонн (г-н Hollstein), омбудсменом Томасом Боровец «Профессиональное образование и подготовка инвалидов», руководителем группы по обучению в Бибб на мастер-классе «Обсуждение с обучающимися их карьерного пути» (г-н Т. Геррес), омбудсменом «Роль Торговой палаты и специалиста для людей с особыми потребностями» (г-н Атак, IHK Bonn), в профессиональном учреждении-Berufsbildungswerk Mosbach-Heidelberg.

В процессе выбора профессии немецких школьников приучают смотреть на мир профессий с позиций своих слабых и сильных качеств. Знакомство работодателем с соискателем происходит на собеседовании, на котором выясняются предпочтения соискателя, его интересы, его образование, возможные ограничения по здоровью.

В мастерских, в которых работают лица с выраженными нарушениями в развитии, такое знакомство с целью подбора должности, трудовой операции с которой он бы справился происходит в период адаптационного периода, который длится около 1−2 месяцев.

В рамках дуального профессионального обучения работодатели на основе анкет, собеседования отбирают школьников, которые хотели бы работать на предприятии работодателя. У школьников с ОВЗ в ходе беседы выясняется почему они выбрали данное предприятие, почему они думают, что справится с этой работой. После успешного отбора школьников, работодатель заключает с ними договор и определяет колледж, в котором они будут учиться на эту профессию. В ходе обучения в профессиональном учреждении организуется много практики на производстве, что позволяет не процессе учебы терять связь с будущим местом работы. Это в свою очередь позволяет школьникам убедиться в правильности своего выбора профессии и после окончания колледжа все же прийти на работу к данному работодателю.

Формы проведения профориентации: ярмарки профессий, дни открытых дверей, информационные плакаты, различные практики на производствах и пр.

В школах Германии, начиная с 9 класса консультируют школьников о профессиональном обучении. г-н Т. Геррес на мастер-классе «Обсуждение с обучающимися их карьерного пути» продемонстрировал фрагмент такого консультирования. В ходе занятия школьникам с ОВЗ задавались вопросы: Чем вы будите заниматься после школы? Какие планы на будущее? Далее г-н Т. Геррес рассказал, как он консультант будет помогать им в выборе профессии, когда, в каком месяце и как подать заявку на стажировку на предприятие, что надо указывать в заявке, надо ли указывать в заявке имеющуюся инвалидность. Далее он рассказал о школьных и послешкольных стажировках.

В Германии очень значимым для профориентации школьников занимает место стажировка на производстве, предприятии.

Школьная система образования Германии организована таким образом, что после начальной ступени обучения происходит разделение детей по способностям и интересам. Обучающиеся, имеющие интерес к рабочим профессиям, переходят на обучение в основную школу (Hauptschule) для подготовки к профессиональной деятельности, где они получают базовое образование. Более успешные дети посещают реальную школу (Realschule). После её окончания некоторые выпускники по собственному желанию могут начать работать, подростки, имеющие хорошие знания продолжают обучение в 10−11-х классах гимназии.

Начиная с 7 класса, в учебном плане немецких школ появляются дополнительные предметы, ориентированные на подготовку к профессии. На уроках с усиленным уклоном на практический опыт (например, организация экскурсий на предприятия) учащиеся имеют возможность выявить свои интересы и наклонности и таким образом выбрать в конце седьмого класса одно конкретное направление. С 8-го класса идёт углубление знаний в выбранном ребёнком направлении. На уроках, ориентированных на практику (сотрудничество с профессиональными школами и предприятиями, практика на предприятии), учащиеся знакомятся с различными профессиями выбранного направления и получают первые навыки и знания, чтобы в 9-ом классе выбрать для себя профессию. В 9-ом классе оказывается дополнительная поддержка в выборе профессии в рамках выбранного направления в сотрудничестве с биржей труда.

В школах Германии учащимся предпоследних классов выдаётся план-карта выбора профессии с целью: выяснить свои интересы и способности, собрать информацию о профессиях в интернете, в центре профориентации, посетить дни открытых дверей в фирмах, профессиональных училищах, подготовиться к производственной практике (выбрать место прохождения практики в соответствии с интересами и наклонностями), принять решение о дальнейшем образовании на старшей ступени образования, задуматься над вопросом, какая профессия интересует, собрать информацию о требованиях фирм и производств, подать заявление на производство, найти адреса мест производственного обучения, подготовить и разослать содержательные и убедительные заявления, а также необходимые документы.

Непрерывное сотрудничество школы и предприятия имеет особое значение в системе профориентационной работы в Германии.

Интересным опытом успешного трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в Германии можно считать «Ассистированный труд», «Поддерживаемое трудоустройство», представленный в профессиональном учреждении (Berufsbildungswerk Mosbach-Heidelberg, BBW). Поддерживаемое трудоустройство как правило применяется в отношении лиц с когнитивными нарушениями (умственной отсталостью) выраженной степени. «Ассистированный труд», «Поддерживаемое трудоустройство» как процесс длится 24 месяца и делится на 3 фазы. Первая фаза: знакомство с соискателем работы, выясняется его диагноз, анализируются документы об образовании (школа, колледж и пр.) Вторая фаза: поиск компании, где мог бы работать соискатель (подметать пол, пилить дрова, сортировать грязную одежду в мешки и пр.), затем обучение этому навыку. Третья фаза: стабилизационная примерно через 1,5 года — работа в компании. Подготавливается трудовой контракт. Постепенно уменьшается роль наставника. У каждого наставника примерно 6 подопечных, которых он сопровождает.



Результаты заочного тура


07 апреля 2020 г.


Итоги заочного этапа олимпиады «Азы дефектологии»

Главные новости