В Институте естествознания и спортивных технологий прошел третий научный семинар «Проблемы цифровизации образования в педагогическом университете».
Организационный комитет ставит перед собой задачу по вовлечению в дискуссионный процесс не только педагогов и сотрудников университета, но и обучающихся всех образовательных программ, особенно магистрантов и аспирантов, от успешности работы которых зависит будущее модернизации образования.
Центральной темой третьего семинара стала Московская электронная школа. Инициатива к.п.н., доцента Николая Михайлова вновь собрала полный зал заинтересованных участников.
Доценты кафедры биологии и физиологии человека Юлия Кропова и Аркадий Ховрин открыли обсуждение докладом «Использование ресурсов МЭШ в практической деятельности учителя биологии». Тандем экспертов провел анализ данной предметной области МЭШ по количественным и качественным параметрам. Полная презентация выступления докладчиков доступна по ссылке, а ниже — некоторые ключевые тезисы:Мы разбили все сценарии уроков по темам соответствующих классов и выделили по просмотрам, рейтингам и датам представления. Доминирующий тематический блок — человек и его здоровье. С увеличением сложности уменьшается количество сценариев в библиотеке МЭШ.
Большая проблема в том, что уроки размещаются фрагментарно. Научная картина мира у школьников не формируется, потому что уроки созданы по суммативной системе: между ними нет целостности и взаимосвязи. Наше предложение по решению проблемы: принимать контент только в виде блоков и тем, отойти от приема по урокам.
Качественно и количественно уроки для младших классов по «Биологии» доминируют над уроками для старшеклассников. Мы работаем над созданием некой единой шкалы для оценки уроков, на основе которой будет выработана эталонная модель. Как знать, может быть в будущем, мы по крайней мере к этому стремимся, университет будет ставить экспертный знак качества «Одобрено МГПУ».
Презентация работы исследовательского коллектива по разработке ресурсов для МЭШ, а именно контентной модели проектирования сценариев уроков предметной области «Естественнонаучные предметы», состоялась в институте летом текущего года.
Семинар продолжился выступлением учителя школы № 1357 Екатерины Меновщиковой, которая обучается в магистратуре ИЕСТ «География и образовательный туризм». Тема ее доклада — «МЭШ для учителя-предметника: география и иностранный язык (опыт использования)».Когда ты приходишь в школу в первый раз: знакомишься с аудиторией, привыкаешь к обстановке, МЭШ — палочка-выручалочка, позволяет структурировать всё, что вы говорите, делать все по правилам, по «ФГОС».
Сам интерфейс МЭШ достаточно вариативный. Вы в любой момент можете переключиться с планшета ученика на доску учителя. Более того, удобно вести материал с телефона, не обязательно стоять возле доски и активно жестикулировать, чтобы донести информацию.
Есть мнение, что МЭШ замещает учителя. Мой опыт подсказывает мне, что это абсолютно не так. Учитель — направляющий. Во время урока детям очень нравится работать с интерактивной доской. Это концентрирует их внимание, стимулирует интерес.
При помощи доски можно доказать, что неправильных ответов не существуют, существуют мнения. Даже «двоечник» может понять, что он делал не так. Это настоящая рефлексия. Все оказываются вовлечены в урок.
Какие шаги рекомендую сделать начинающему педагогу?
Ознакомиться с практикой создания интерактивных заданий на платформе learningapps.org
Посещать мастер-классы по созданию уроков МЭШ
Внимательно изучить ФГОС и требования модерации Городского методического центра
Исследовать интерфейс МЭШ
Завершающим семинар выступлением стал доклад доцента кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Светланы Козловой «Новейшие технологии по созданию цифрового образовательного контента по предмету «Физическая культура».
Прикладность МЭШ для учителей физической культуры тема острая, вызвавшая волнение в зале: основная проблема — раздел не всегда отвечает предмету по контентному наполнению, не всегда заявленная тема отражает содержательный контент.Весьма актуальным, в том числе и в этом отношении, является приглашение Московского городского для учителей всех предметных областей принять участие в обсуждении тематического каркаса МЭШ. Именно подбор и включение материалов в сценарий уроков занимает невероятно много времени и становится препятствием для нормального планирования интересных учебных занятий.
Обсуждение будет проходить с 20 декабря 2019-го по 20 января 2020 года на сайте preobra.ru. Все, что нужно сделать заинтересованным учителям, это зарегистрироваться и войти в раздел «Тематический каркас МЭШ». Ознакомиться с предложенными формулировками, поддержать имеющиеся или предложить свои.
Каковы возможности использования МЭШ на уроках физической культуры?
Освоение теоретических разделов рабочей программы
Проверка усвоения пройденного материала
Работа с освобожденными и с детьми ОВЗ
Визуализация изучаемой техники выполнения двигательного действия
Организация самостоятельных занятий
Как МЭШ применима к предмету «Физическая культура»:
Теоретический раздел можно рекомендовать обучающимся, там есть очень много полезного.
Для образовательной навигации учителей
МЭШ результативна для тех, кто пропустил уроки.
Темой следующего научного семинара по проблемам цифровизации образования станет киберспорт.
Еще по теме: Сделаем МЭШ проще, удобнее и понятнее вместе! — ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал о планах по совершенствованию МЭШ в будущем году.