С 9 по 14 декабря 2019 года в Барнауле на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования прошло обучение управленческих команд из 10 школ, 2 детских садов и 2 учреждений дополнительного образования Алтайского края. Мероприятие организовано Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» совместно с лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов МГПУ в рамках программы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды».
Участники
Обучение прошел 51 слушатель: директора и завучи общеобразовательных школ и лицеев, заведующие и воспитатели детских садов, методисты и преподаватели, учителя, сотрудники учреждений дополнительного образования, сотрудники детского технопарка «Кванториум». География участников представлена командами из Барнаула, а также сел Алтайское, Михайловское, Ая, Тюменцево, Косиха и Тальменка Алтайского края.
Преподаватели и организаторы
В состав команды преподавателей, экспертов и модераторов вошли сотрудники ведущих московских вузов:
- заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов МГПУ, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук Андрей Иоффе;
- ученый секретарь Ученого совета МГПУ, доцент, кандидат психологических наук Роман Комаров;
- профессор департамента психологии МГПУ, доктор психологических наук Витольд Ясвин;
- эксперт лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Екатерина Барсукова;
- доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Елена Рассказова;
- старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Анна Фам.
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» представили:
- руководитель Программы по развитию личностного потенциала Екатерина Хаустова;
- руководители направлений «Внедрение» Денис Геттоев и «Сетевое развитие» Валентина Агапова;
- менеджеры Светлана Тришкина и Евгений Матвиенко;
- профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта, методист Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Марина Катеева.
Результаты работы
В течение шести дней команды постигали философско-педагогические основы средового подхода в образовании, обсуждали подходы к проектированию личностно-развивающей образовательной среды, погружались в проблематику развития личностного потенциала, учились разрабатывать концепции собственных проектов создания личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных учреждениях.
Итогом стала разработка и презентация концепций 13 управленческих проектов, среди которых:
- «Системный тренинговый клуб „Разноцветный мир эмоций“ для развития коммуникации участников образовательных отношений» (МБОУ Алтайская СОШ);
- «Школьная мультимедиастудия — пространство возможностей» (МБОУ Тюменцевская СОШ);
- «Проектный офис „Кванториума“ как способ развития личностного потенциала педагогов и школьников» (технопарк «Кванториум»);
- «Субботы свободного выбора» (лицей № 122 г. Барнаула);
- «„Школа мастеров“ как условие объединения учащихся кадетских и общеобразовательных классов» (МБОУ СОШ № 52 г. Барнаула);
- «Ассоциация Больших и Маленьких» (Айская СОШ);
- «Телемост как способ создания благоприятной личностно-развивающей среды общения воспитанников» (МБДОУ Детский сад № 56);
- «Развитие личностного потенциала педагогов для формирования бесконфликтной образовательной среды» (МБДОУ ЦРР Детский сад № 239) и другие.
Почти все представленные концепции предполагают необходимость активного вовлечения в их реализацию всех участников образовательного процесса. Большинство проектов направлены на улучшение эмоционального климата и развитие позитивной коммуникации внутри образовательного учреждения.
Слушатели отметили продуманную структуру курсов, высокий содержательный уровень теоретических занятий, конструктивную, деловую атмосферу практикумов и тренингов.
«Все, чему нас хотели обучить, я ощутила в самой подаче материала и организации: слаженная команда организаторов и преподавателей, работающая по принципам поддержки идеи развития личностного потенциала, которая транслирует нам основные смыслы; масса новых знаний и векторов развития для себя и образовательной организации; чуткое отношение ко мне как к обучающемуся, особенно со стороны модераторов при групповой работе; контакт с ведущим практических тренингов. Несмотря на то, что знакомых здесь я практически не встретила, я ощутила единое поле с коллегами, увидела нашу общность», - поделилась Ольга Аришина, педагог дополнительного образования Алтайского краевого детского экологического центра.
Обучение продолжится в заочном формате: в течение двух месяцев управленческим командам предстоит доработать свои концепции до полномасштабных проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных организациях. Представление проектов и их экспертная оценка состоятся в начале февраля 2020 года.