В Московском городском педагогическом университете состоялось экспертное обсуждение концепции проектирования и реализации программ повышения квалификации для педагогических работников, бакалавров, магистров и специалистов непрофильных специальностей, а также специалистов реального сектора экономики.
В обсуждении участвовала первый проректор МГПУ Елена Геворкян, руководитель проектной группы Александр Страдзе, представитель авторского коллектива Олег Зверев и эксперты из разных регионов России.
Предмет и цель обсуждения
Разработкой универсальной концепции проектирования и реализации программ повышения квалификации занималась команда научно-педагогических работников Института естествознания и спортивных технологий МГПУ. В качестве модельного примера апробации наработок Концепции на базе университета были организованы курсы повышения квалификации «Основы педагогических знаний и современные формы реализации общеобразовательных программ в предметной области «Технология».Экспертное обсуждение, состоявшееся в главном корпусе МГПУ 13 декабря в формате стратегической сессии, решало несколько важнейших задач.
Фидбек от практикующих специалистов позволил внести необходимые правки в программу повышения квалификации и доработать саму концепцию их проектирования и реализации. Прозвучавшие на сессии в очном и дистанционном формате предложения позволят усовершенствовать и сопутствующие программам методические рекомендации.
Открытие сессии
На открытии сессии Елена Геворкян представила тему и зафиксировала повестку грядущего обсуждения:«В декабре 2018 года Министерством просвещения РФ утверждена концепция преподавания учебного предмета «Технология». Ее реализация потребует серьезной подготовки педагогов к обучению этому предмету: бакалавров и магистров, а также переподготовки и повышения квалификации учителей, которые уже в образовательных организациях занимаются преподаванием данного предмета.
Освоение предмета должно включать проектную деятельность, носить междисциплинарный характер, опираться на сетевое партнерство и развитие Softskills. Наша основная задача — понять, как обучать будущих учителей.
Проект интересен университету. Мы предлагаем обсудить на стратегической сессии основные направления трансформации предмета «Технология» с учетом наиболее современных научно-технических достижений".
После вступительного слова первого проректора модератор стратегической сессии и один из авторов Концепции Олег Зверев сообщил о результатах работы.
Проектной группой был проведен анализ программ повышения квалификации в России и за рубежом. Разработана авторская программа, большой учебно-методический комплекс, который вошел в проект по предметной области «Технология». Разработчики провели апробацию программы, в которой приняло участие 110 человек из 23 регионов.
Основной акцент программы сделан на SoftSkills и современную образовательную среду. Она включала в себя четыре модуля и реализовывалась не только в очном формате трехдневного интенсива, но и в дистанционном формате на платформе «Кванториум».Директор Института естествознания и спортивных технологий Александр Страдзе очертил специфику предметной области и указал на важную роль в трансформации «Технологии» специалистов реального сектора экономики, не имеющих педагогического образования:
«Смысл предмета заключается в том, чтобы организовать условия для формирования когнитивных навыков, проявления детьми проектно-исследовательского потенциала. Предметную область необходимо выстроить таким образом, чтобы она стала метапредметной, чтобы ребенок смог на базе многих других предметов понять смысл своей деятельности.
Программа повышения квалификации должна привлекать в эту область людей, занятых в реальном секторе экономики. Может быть, у этих людей нет педагогического образования, но у них есть полезные для детей умения и навыки. Мы в свою очередь должны разработать механизмы привлечения таких людей к педагогическому процессу".
Питч-сессии
Экспертное обсуждение продолжилось проведением питч-сессии, в ходе которой свои проектные работы представляли обучающиеся программы повышения квалификации «Основы педагогических знаний и современные формы реализации общеобразовательных программ в предметной области «Технология».Все проекты, которые выполняли слушатели, были подвергнуты многоступенчатому разбору. Их доработанные версии будут проходить экспертизу в Фонде новых форм развития образования и направлены в Министерство просвещения.