С 11 по 14 декабря 2019 года МГПУ посетили Элли Сингер — профессор Университета Амстердама и кафедры психологии развития Университета Утрехта и Дориан де Хаан — доцент кафедры психологии развития Университета Утрехта. Исследовательницы провели для всех желающих мастер-класс, открытую лекцию и презентацию новой книги «Играть, удивляться, узнавать», вышедшей на русском языке.
Мастер-класс, посвященный детской игре
Во время мастер-класса Элли Сингер и Дориан де Хаан поделились своим подходом к пониманию детской игры, а также вместе с участниками анализировали видео сопровождения игры российскими и голландскими педагогами.
Элли Сингер особо отметила важность наблюдения в работе учителя:
Педагогу должно быть интересно то, что происходит между детьми. Если вы не видите, как процессы развития происходят, то вы только и ждете момента, когда можно впрыгнуть в игру
В ходе дискуссии обсуждалась позиция взрослого в игре. Спикеры подчеркнули, что педагогу важно отказаться от дидактической позиции в игре в пользу исследовательской и партнерской, давать детям больше времени и не «впрыгивать в игру», уважать собственный замысел детей. Элли Сингер обратила особое внимание на важность невербального общения педагога с детьми и установления доверительных отношений и совместности. Дориан де Хаан рассказала о том, какие возможности игра открывает для развития речи и как в игре педагог может помочь детям, испытывающим трудности.
Презентация книги
На открытой лекции 14 декабря состоялась презентация книги «Играть, удивляться, узнавать», вышедшей на русском языке. В книге представлен глубокий анализ международных исследований в области дошкольного образования. На его основе обсуждаются теоретические и практические вопросы, касающиеся стратегии и практики взаимодействия между педагогами, родителями и детьми раннего и дошкольного возраста. Лекция была посвящена роли педагога в регулировании эмоций детей и решении конфликтных ситуаций. Элли Сингер проанализировала разные стратегии поведения в спорных моментах у детей и взрослых и отметила особую важность культурных средств регуляции эмоций и решения конфликтов, которые взрослые передают детям. Профессор также подчеркнула роль привязанности и совместно выработанных ритуалов во взаимодействии педагога с группой и привела пример, как организация среды может поддерживать привязанность или наоборот делать педагога недоступным для детей.
Визит в центр «Маленький лис»
Интересной частью визита для гостей стало их посещение детского центра «Маленький лис», где они наблюдали и обсуждали детскую игру и взаимодействие педагогов с детьми.
Элли Сингер отметила теплые и доверительные отношения между детьми и педагогами, а также особенности организации среды и групповые традиции, поддерживающие отношения привязанности и сотрудничество между детьми:
Главное условие развития игры заключается в том, что взрослый должен получать удовольствие от совместной игры и общения с детьми
Дориан де Хаан обратила внимание на то, как педагоги чутко слышали и видели детей, оставляя пространство для их собственных высказываний и действий.
Исследовательницы отметили особый энтузиазм и вдохновение педагогов, пришедших на мастер-класс и лекцию, и пожелали читателям своей книги поддерживать в себе дух игры!