Может ли театр выполнять образовательные функции? На этот вопрос ответили сотрудники Московского городского педагогического университета, которые подготовили и провели исследования, ставшие частью третьего сборника «UniverCity: Города и Университеты».
В течение 2018−2019 учебного года Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ проводила исследование, целью которого было проанализировать, как театральные практики, существующие сегодня в пространстве города, откликаются на те запросы и ожидания, которые есть у всех участников образовательного процесса.
Исследователи выявили ресурсы, восполняющие отдельные социокультурные дефициты, и сделали вывод, что их можно и нужно искать в театральных практиках, которые создают пространство неформального образования Москвы.
Так, например, для расширения предметного образования стоит обратить внимание на научные, культурные или литературные спектакли-перформансы, театральные квесты, экскурсии за кулисы, театральные мастерские, зрительские лаборатории, школы театральной журналистики и театрального блогерства.
Развить эмоциональный интеллект помогут театральные уроки, подготавливающие к восприятию постановок, творческие обсуждения спектаклей, театральные читки литературы, творческие встречи с артистами и режиссерами.
Желающим улучшить навыки социализации советуют посещать зрительские клубы, театральные праздники и уик-энды, образовательные фестивали.
Подробнее о месте и значении театральной педагогики в рамках современного образовательного процесса читайте в статье «Образовательный потенциал театральных практик Москвы».
В рамках исследования городских театральных ресурсов сотрудники лаборатории провели и более узкое исследование. Оно было посвящено изучению иноязычных театральных практик. В процессе исследования были выявлены следующие виды иноязычных театральных практик:
- театральные студии в образовательных учреждениях, любительские театры;
- иноязычные театральные фестивали;
- городские театры-студии;
- профессиональные театры с постановками на иностранных языках.
Познакомиться с каждой из групп более подробно, а также узнать, где можно не только изучать иностранные языки, но и делать это творчески, погружаясь в культуру других стран и встречая людей со сходными интересами, можно в статье «Городские театральные ресурсы для изучающих языки: инструкция по применению».
UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. — М.: Экон-информ, 2019. — 205 с.