Top.Mail.Ru

«UniverCity: Города и Университеты»: неформальное образование

Продолжая знакомство с новым выпуском сборника «UniverCity: Города и Университеты», подготовленном специалистами Московского городского педагогического университета, предлагаем вашему вниманию исследования, посвященные неформальному и дополнительному образованию.

Целью одного из них стало выявление социально-экономических и психолого-педагогических факторов, которые влияют на выбор родителями услуг дополнительного образования для детей. Авторы исследования, Дарья Комарова, Елена Восторгова, Роман Комаров, опросили 106 родителей детей, обучающихся по различным программам дополнительного образования в Центре проектного творчества «Старт-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ и в других учреждениях. Были собраны данные, касающиеся разнообразия видов занятий: в топе оказались спорт и физкультура (40% ответов), исследовательская деятельность в сфере естественных наук, экология (36%), техника, в том числе конструирование, моделирование (29%).

Кроме того, родителей спрашивали о том, каких психолого-педагогических результатов они ждут от занятий в кружках. 68% полагают, что основной результат занятий для детей — реализация интересов, увлечений и повышение самооценки. Интеллектуальное развитие выбрали 59% опрошенных. 45% родителей считают, что дополнительное образование способствует развитию коммуникабельности, умения общаться с людьми. И только 9% родителей полагают, что дополнительное образование может дать углубленные знания по школьной программе, подготовить ребят к ОГЭ и ЕГЭ.

О других результатах этого исследования читайте в статье «Неформальные ресурсы формального образования».

Другое исследование с целью определить основные мотивы и потребности подростков и молодежи, значимые для них при выборе практик неформального образования, провели сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ. В исследовании приняли участие более 100 школьников и студентов, которые поделились мнением о столичном неформальном образовании, а также рассказали о своем опыте. Результат показал, что от неформальных образовательных практик респонденты ждут удовлетворения следующих потребностей:

  • безопасность, комфорт (физический и психологический);
  • саморазвитие;
  • независимость (приватность);
  • повышение качества жизни;
  • новые впечатления и вдохновляющая «атмосфера» неформального образования.

Что касается мотивации выбора, то участники исследования отметили, что на это повлияли рекомендации близких, стремление к самостоятельности и независимости, возможность шагнуть вперед, а также успех (признание) при первых попытках развития в данной сфере неформального образования. О подробностях исследования читайте в статье «Молодежь в пространстве неформального образования: ключевые потребности и мотивация выбора».

UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. — М.: Экон-информ, 2019. —  205 с.

Все статьи сборника.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»