Вслед за Республикой Башкортостан 25−30 ноября 2019 года повышение квалификации прошли управленческие команды из 15 образовательных организаций Липецкой области. Мероприятие стало возможным благодаря сотрудничеству Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ.
Участники
В обучении приняли участие 56 слушателей: управленцы, учителя, педагоги-психологи, воспитатели детских садов, руководители организаций дополнительного образования, преподаватели областного Института развития образования и сотрудники Центра поддержки одаренных детей «Стратегия».
Среди участников обучения — команды из гимназии, четырех сельских и пяти городских школ, двух детских садов, Центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ».
В состав региональной обучающей команды вошли преподаватели Института развития образования и сотрудники Центра поддержки одаренных детей «Стратегия». Именно эта команда, постепенно увеличивающаяся численно, будет решать амбициозную задачу для региона — включение в Программу по развитию личностного потенциала 60 образовательных организаций Липецкой области (более 12% от общего числа) к 2023 году. Таковы договоренности, закрепленные соглашением о сотрудничестве, подписанном управлением образования и науки Липецкой области, Сбербанком и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» 21 августа 2019 года в рамках XV образовательного форума Липецкой области по итогам победы региона в конкурсном отборе текущего года.
Организаторы и преподаватели
Программу повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» открыли начальник управления образования и науки Липецкой области Алексей Грушихин, заместитель управляющего Липецким отделением № 8593 ПАО Сбербанк Елена Иноземцева, ректор Института развития образования Липецкой области Любовь Черных, директор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» Инесса Шуйкова, а также руководитель Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Екатерина Хаустова.
«В этом зале присутствуют управленческие команды. Вы — золотой фонд, вы — первопроходцы, с вас все начинается. Сегодня необходимо работать над личностным потенциалом каждого ребенка, над его интеллектуальным потенциалом, оценивать его эмоциональное состояние, учить управлять своими эмоциями и адаптироваться к жизни», — отметил в своем приветственном слове Алексей Грушихин.
Обучение провели преподаватели и научные сотрудники ведущих российских вузов: МГУ, НИУ ВШЭ и МГПУ. В состав команды преподавателей, тренеров и модераторов МГПУ вошли:
- заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук Андрей Иоффе;
- ученый секретарь Ученого совета, доцент, кандидат психологических наук Роман Комаров;
- заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов, доцент, кандидат психологических наук Елена Иванова;
- профессор департамента психологии, доктор психологических наук Витольд Ясвин;
- заведующая лабораторией профориентации и технологий развития успешности Центра проектного творчества «Старт-Про» Дарья Комарова.
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» представили:
- исполнительный директор фонда Петр Положевец;
- руководитель Программы по развитию личностного потенциала Екатерина Хаустова;
- руководители направлений: «Методология и оценка» Елена Дирюгина, «Внедрение» Денис Геттоев и «Сетевое развитие» Валентина Агапова;
- менеджеры Светлана Тришкина и Евгений Матвиенко.
Отдельные практические занятия провели педагоги и преподаватели из частного общеобразовательного учреждения «Хорошевская школа» (г. Москва) и Института развития образования Ярославской области.
Результаты работыВ последний день обучения команды-участницы успешно представили концепции управленческих проектов, среди них:
- «Создание студии школьного телевидения для реализации возможностей и развития личностного потенциала участников образовательного процесса»: СОШ № 1 (г. Задонск);
- «Развитие личностного потенциала школьников: от увлечения к профессиональным планам»: СОШ № 72 (г. Липецк) и Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»;
- «Создание комфортной развивающей среды через снижение конфликтных ситуаций»: СШ № 60 (г. Липецк);
- «Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций с семьей и социумом как ресурс создания личностно-развивающей образовательной среды»: ДОУ № 9 (г. Грязи) и другие.
Эксперты, присутствовавшие на представлении концепций проектов, отметили, что для команд образовательных организаций Липецкой области свойственно стремление к разработке сетевых проектов, позволяющих объединять ресурсы для создания личностно-развивающей образовательной среды. Интересно, что для управленческих команд региона особенно значимыми представляются изменения в социальной и предметно-пространственной среде, которые они планируют реализовать с широким привлечением не только педагогических коллективов своих образовательных организаций, но и воспитанников, обучающихся, их родителей и социальных партнеров.
Александра Шишкова, педагог «Центра поддержки одаренных детей «Стратегия», по завершении обучения отметила, что курсы повышения квалификации способствовали изменению взгляда участников на «подходы к созданию личностно-развивающей образовательной среды», а проведенные занятия «замотивировали и помогли осознать важные тонкости взаимодействия с обучающимися». «Я поняла, что главное умение современного педагога заключается в том, чтобы увидеть и максимально точно определить способности и интересы ученика, помочь им раскрыться в дальнейшем».
Обучение продолжится в заочном формате: управленческим командам в течение двух месяцев предстоит доработать свои концепции до полномасштабных проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных организациях. Представление проектов и их экспертная оценка состоится в начале февраля 2020 года.
Программа по развитию личностного потенциала продолжается. И уже 9−14 декабря 2019 года БФ «Вклад в будущее» и Лаборатория развития личностного потенциала в образовании проведут обучение управленческих команд Алтайского края.