20 ноября в центре проектного творчества «Старт-ПРО» прошла открытая лекция «Что не так с современными текстами?».
Занятие прошло в рамках Медиашколы МГПУ — образовательного проекта, в котором занятия проводят практики: специалисты по связям с общественностью, публичным выступлениям, журналисты, фотографы, блогеры и дизайнеры. Посещать лекции и принимать участие в совместной работе может любой желающий, не только студенты и сотрудники университета.
Первым приглашенным спикером нового сезона стала Галина Хатиашвили, консультант в области коммуникаций, куратор факультета PR академии «Wordshop» и сотрудник компании «Яндекс». В интерактивном формате гостья Московского городского рассказывала о том, какие изменения происходят в мире текста, как люди потребляют контент сегодня и что нужно сделать, чтобы заинтересовать читателя своими материалами.
Содержательно выступление можно поделить на две части. Первая часть — рассуждения о потреблении информации в эпоху digital, о медиатизации всех сфер жизни социума, о циркулирующих в них текстах и о том, как сделать их интересными, понятными и эффективными.
О современном медиапространстве
- Человеку интересна современная повестка. У того, что сейчас актуально, интересно, больше шансов попасть в зону внимания людей, поэтому многие проекты занимаются real-time маркетингом и real-time PR.
- При этом раньше информация, существующая в мире, удваивалась примерно каждые 30 лет, а сейчас ее объемы увеличиваются куда более высокими темпами.
- Из-за огромного потока информации меняется система ее потребления: люди не читают материалы до конца, не видят две трети текста, обращают внимание, в основном, только на заголовок и лид.
- Огромные массивы текстовой информации детерминированы изменением производственной цепочки: ньюсмейкером сегодня может стать каждый, в том числе и люди без образования. Падает уровень грамотности написанных текстов, уровень тщательности проведения фактчекинга, появляются fake news, размываются критерии оценки.
- Следует структурировать текст так, чтобы вести читателя, словно гид, по всему написанному. Хорошо подвести итог простыми словами, это поможет лучше ориентироваться в тексте и почувствовать, что о читателе позаботились.
Вторая часть была посвящена написанию новостей. Слушателям рассказали подробнее об этом информационном жанре и его жанрообразующих элементах. Галина поделилась секретами правильного заголовка и рассказала, из чего должна состоять новость.
Принципы производства новостей
- Задача новости — оперативно доставить информацию до адресата без искажения, эмоций и образов.
- В заголовке обязательно должно быть действие, то есть глагол, желательно в прошедшем или будущем времени. Глагол в настоящем времени не сообщает ничего нового.
- Текст новости должен быть написан простым языком. Важно, чтобы аудитория точно поняла, о чем идет речь.
- Идеальный размер новости — три-шесть абзацев.
- Для написания новостей часто используется принцип перевернутой пирамиды, по которому самую важную информацию выносят в начало текста, а дальше идут менее значительные подробности.
- Существует «правило большого пальца», которое гласит: если слово убрать, и от его исчезновения смысл не меняется, то его можно смело вычеркнуть. То же самое работает с отдельными предложениями и даже абзацами.
- Короткие сообщения воспринимаются лучше, поэтому нет пределов сокращения. Не следует нагромождать предложения, стоит писать кратко, четко, понятно, следить за тем, чтобы не было лишних слов, вводных конструкций.
- Нельзя забывать про правило 5W1H, подразумевающее последовательные ответы на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему?.
Следующее занятие Медиашколы пройдет в два этапа, 3 и 5 декабря, и будет посвящено комьюнити-маркетингу. Ася Репрева, создатель проекта про лайфхаки для путешествий «Trip Secrets», расскажет об основных правилах создания активных сообществ, о том, как превратить обычного подписчика в амбассадора бренда и чем измерить результаты.
Лекция открыта для посещения, регистрация не требуется. Точная локация и время проведения будут опубликованы в официальном сообществе Московского городского в «ВКонтакте» позднее.