Top.Mail.Ru

Профессиональная картина мира

22−23 ноября 2019 г. в МГПУ прошла II Международная научно-практическая конференция «Профессиональная картина мира: кросс-культурный диалог», которая была организована при поддержке Института языкознания РАН, Московской международной академии и Агентства социально-гуманитарных технологий.

Анализ сущности профессиональной картины мира и этнокультурного своеобразия данного феномена — главные темы прошедших круглых столов и пленарных заседаний. Впервые в истории отечественной психолингвистики профессиональная картина мира рассматривалась в аспекте ее междисциплинарных связей.

Тематика конференции вызвала большой интерес у аудитории, было получено более 100 заявок на участие от представителей российского и зарубежного научного мира.

Работу Конференции открыл доцент, доктор филологических наук, кандидат психологических наук Сергей Мыскин. Он зачитал приветственный адрес участникам от имени первого проректора МГПУ, профессора Елены Геворкян.

В своей приветственной речи профессор, доктор филологических наук Евгений Тарасов отметил, что «…профессиональная деятельность наряду с общением исчерпывает все активности человека. Наибольшее количество ключевых продуктов производятся в рамках профессионального общения и это наиболее востребованная область, которая нуждается в притоке знаний. Мы исходим из того, что профессиональное общение можно изучать только в рамках профессиональной деятельности. Хотим мы того или нет, профессиональная деятельность детерминирует речевое общение, объясняет почему мы общаемся в профессии таким образом, а не иным. Поэтому предметная или объектная область вбирает в себя и профессиональное общение, и профессиональную деятельность».

Одним из увлекательных выступлений был доклад Маттиаса Мейлера, доктора филологии из Хемницкого технического университета. Он рассказал о том, что академическая сфера находится под серьезным влиянием глубоких изменений и трансформаций, вызванных цифровизацией. В своих исследованиях он рассматривает академический блогинг среди социологов Германии. Аспекты, которые он затронул в своем докладе, касаются не только замены старых видов публикаций на новые цифровые издания, но и появление онлайн журналистики и онлайн научных изданий. Доктор Мейлер отмечает, что очень важным изменением является использование учеными кругами социальных инструментов, которые в современном мире предоставляет интернет.

За два дня работы Конференции были подняты и рассмотрены вопросы связи психолингвистики и социальной психологии в таких секциях, как «Этнокультурные варианты профессиональной деятельности, сознания и личности», «Историко-культурные аспекты профессиональной картины мира», «Монокультурная и поликультурная гипертекстуальность профессионального общения», «Социология, педагогика, психология и лингвистика профессиональной личности», «Совместная профессиональная деятельность в мультинациональных трудовых коллективах», «Политическая борьба как современная форма взаимодействия профессиональных культур».

Интересным и полезным стал круглый стол по проблеме гипертекста «Гипертекст-II». Речь шла о переводах в гипертекстовом пространстве, о профессиональном языке преподавателя русского языка для иностранцев как гипертекста, об особенностях и аспектах восприятия и о гипертексте, как способа профессиональной научной коммуникации.

Ярким моментом был мастер-класс «Ипостаси творческой самореализации личности политика в 21 веке: эффективный управляющий, лидер, герой? Диалоги с Анатолием Викторовичем Омельченко». Ее ведущий Анатолий Омельченко, почетный доктор наук, является актером театра и кино, режиссером и директором Центра политического и управленческого консультирования. Профессионализм ведущего и непринужденность общения позволили включится в работу каждого участника мастер-класса.

Закрывая работу Конференции, доцент, доктор филологических наук, кандидат психологических наук Сергей Мыскин обозначил, что разнообразие представленных исследовательских взглядов показало сложность, многоаспектность проблемы профессиональной картины мира на современном этапе развития научного знания о деятельности и общении. В заключительной своей речи Сергей Мыскин добавил: «За эти два мы с вами создавали профессиональную картину мира и результат получился достаточно хороший. Профессиональная картина мира получилась яркой, глубокой, фундаментальной, и, думаю, что она займет достойное место в галерее объектной области психолингвистики».



Школьный дистант


06 апреля 2020 г.


О том, как правильно и комфортно организовать обучение ребенка в дистанционном формате рассказала Светлана Покровская

МГПУ на фронтире дистанционного обучения


02 апреля 2020 г.


С 2018 года полностью в дистанционном формате Университет реализует магистерскую программу «Развитие детской одаренности». Кураторы программы рассказывают о своем опыте прогнозирования рисков и организации учебного процесса