18−19 ноября 2019 года в Москве прошел международный семинар «Повышение качества образования в детских садах», организованный Лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ совместно со Всемирным Банком при участии берлинского Института изучения проблем и развития дошкольного образования (PadQUIS gGmbH).
В мероприятии приняли участие преподаватели и научные сотрудники МГПУ, Международной педагогической академии дошкольного образования, а также представители образовательных организаций из 15 регионов России.
Открывая семинар, Вольфганг Титце, профессор и глава PadQUIS gGmbH, вынес на обсуждение вопрос: «Что такое хорошая практика?» и рассказал о разработке критериев качества с участием не только экспертов в области образования, но и педагогов-практиков. Эти критерии впоследствии вошли в «Немецкий каталог качества дошкольного образования». Профессор Титце подчеркнул, что улучшение качества — это системная работа, требующая времени, а ее решающим аспектом является вовлеченность всей команды детского сада.
Игорь Шиян, заместитель директора Института системных проектов МГПУ и заведующий лабораторией развития ребенка ИСП, рассказал об усилиях исследователей университета, ориентированных на совершенствование инструментов оценки и развитие качества дошкольного образования.
В течение двух дней участники из разных регионов делились опытом работы, направленной на повышение качества образования и развитие команды дошкольной образовательной организации. Елена Коточигова из Института развития образования Ярославской области представила опыт использования предложенной методики с коллективом педагогов, работающих с детьми раннего возраста. Дёрте Мюльхаймс, консультант по вопросам менеджмента и преподаватель системы «Structogram», инициировала дискуссию о требованиях к работе по программе «7 шагов» (QuiK), разработанной в Институте изучения проблем и развития дошкольного образования и возможностях, которые она открывает для команд детских садов. Дёрте Мюльхаймс отметила, что улучшение качества происходит снизу вверх, и подчеркнула, что «педагогам важно относиться к ошибкам как к источнику развития и фокусироваться на том, что они могут сделать, а не на том, что им мешает». Участники семинара отметили особую ценность командных обсуждений критериев и целей повышения качества, а также обратной связи, которую получают педагоги и руководитель в процессе совместной работы.
По итогам работы семинара участники и организаторы наметили основные направления продолжения работы и обмена опытом, в том числе с коллегами из Берлина, предложили создать площадку для профессиональной дискуссии по вопросам улучшения качества дошкольного образования. Профессор Титце подчеркнул особую ценность такого диалога для развития профессионального сообщества.