Партиципаторный музей (англ. participatory museum, от participate — участвовать) — учреждение культуры, где «посетители могут заниматься творчеством, обмениваться впечатлениями и общаться на связанные с учреждением темы» (Саймон Н., Партиципаторный музей / Пер. А. Глебовской. М.: «Ад Маргинем Пресс», 2017. С. 12).
О партиципаторности или соучастии в контексте взаимодействия зрителей с искусством пишут и другие авторы, но именно Нина Саймон, музейный куратор, чья книга была написана в 2010 году и переведена на русский язык в 2017 году, подробно рассказывает о том, как музеи и другие учреждения культуры могут стать общественными образовательными пространствами.
В своей книге Нина Саймон предлагает методики, которые могут быть использованы музеями, чтобы привлечь посетителей к взаимодействию. В наше время очень многие люди (школьники и студенты в особенности) привыкли к интерактивности под влиянием социальных сетей, и по-настоящему современные образовательные программы (музейные, экскурсионные) создаются с учетом этой тенденции.
Изучением этих практик занимается лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ.
Нина Саймон утверждает, что учреждения культуры, которые активно взаимодействуют с посетителями, превращаются в центры социализации. Важной особенностью соучастия в партиципаторных проектах является индивидуализированная творческая деятельность, которая осуществляется в определенных заданных рамках. Причем участвуют в таких проектах незнакомые люди, объединенные общей задачей. То есть по мере реализации партиципаторных проектов происходит движение от «я» к «мы», от личного опыта к общему.
Интересна мысль Нины Саймон о том, что учреждения культуры вполне могут воспользоваться опытом соцсетей и создать индивидуализированные пользовательские профили, своеобразные банки данных о посетителях и одновременно каналы связи с ними, где есть информация об их интересах и/или их деятельности, связанной с конкретным учреждением культуры. Такие профили являются эффективным способом персонализации контента, предлагаемого посетителям. Однако подлинное соучастие имеет место, когда действия отдельных посетителей скоординированы так, что они вместе создают полезный и интересный общий результат. Автор приводит примеры удачной организации интерактивных платформ и по-новому интерпретирует понятие «социальный объект». Под социальным объектом в книге понимается предмет/программа/мероприятие, вокруг которых «завязывается разговор».
Существенную часть книги занимает описание, анализ и примеры воплощения четырех моделей соучастия (собирательство, сотрудничество, сотворчество и гостевое соучастие). Каждая из них может быть реализована в соответствии с особенностями конкретного учреждения культуры и целями, которые оно перед собой ставит.
Наконец, в книге предлагается схема оценки партиципаторных проектов и соответствующие критерии оценки, а также даются общие рекомендации по управлению соучастием. Здесь, как и во всей книге, каждая мысль автора подкреплена яркими примерами деятельности реальных музеев.
Соучастие посетителей важно, в частности, для образовательных проектов, потому что в данном случае принципиальную роль играет их мнение и их творчество. Таким образом, использование приемов соучастия, или партиципаторных техник, призвано не только сделать учреждения культуры популярными местами посещения, но и способствовать реализации их образовательной функции через социализацию посетителей.
Статья впервые была опубликована на портале на портале «Вести образования».
Автор: Ксения Киктева,
старший научный сотрудник
лаборатории социокультурных образовательных практик
Института системных проектов МГПУ,
кандидат педагогических наук