В Институте естествознания и спортивных технологий 12 ноября состоялся научный семинар «Проблемы цифровизации образования в педагогическом университете».
К участию были приглашены все педагоги и сотрудники института, обучающиеся всех образовательных программ, особенно магистранты и аспиранты, планирующие участвовать в модернизации системы образования.
Семинар проводился во второй раз. Инициатива к.п.н., доцента Николая Михайлова вновь собрала полный зал заинтересованных участников, причем не только из ИЕСТ, но и гостей из ИЦО.
Николай Георгиевич и открыл семинар сначала приветственной речью, призвав всех присутствующих быть не только слушателями, но и активными участниками: задавать вопросы по непонятным аспектам докладов, по тем положениям, которые требуют дополнительной конкретизации, высказывать свои суждения. А затем выступил с первым докладом — Итоги II Российско-Китайской конференции исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Презентация выступления доступна по ссылке.Цифровая трансформация неизбежно ведет к переменам содержания образования, методов и организационных форм учебной работы.
Необходимо идти от обучения всех к обучению каждого (персонализация образования), пересмотреть и оптимизировать наборы учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов, использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий.
Суть цифровой трансформации образования в том, чтобы каждым были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными
Целью обучения становится формирование и развитие у обучающих способности учиться, понимать логику поиска новых решений, которые двигают науку вперед.
Акценты в обучении цифровой трансформации образования смещаются на освоение новых способностей: способностей к анализу, экспертизе и переносы освоенных знаний и умений в новые ситуации.
Персонализированная организация обучения позволят учебному заведению работать без отстающих, формирует учебную самостоятельность студентов, развивает их способности и личностный потенциал.
Семинар продолжился выступлением директора Института естествознания и спортивных технологий Александра Страдзе. Тема его доклада — «Цифровая трансформация высшего образования».
В основе выступления — попытка порассуждать на предмет тех вопросов, которые подымала Сьюзан Граджек (Susan Grajek), PhD Йельского университета. Презентация выступления доступна по ссылке.Не стоит путать цифровизацию и цифровую трансформацию. Цифровизация — процесс, а цифровая трансформация — законченный путь преобразований, когда мы пересматриваем бизнес-стратегии, операции, продукты, подходы, цели, когда мы заканчиваем процесс, позволяющий быть конкурентоспособными в современном изменяющемся мире.
Цифровая трансформация — не только проблема, но и большая возможность для нас, которой мы должны воспользоваться.
Цифровая трансформация с низким порогом входа создала уникальные возможности для рынка и усилила конкуренцию, благодаря чему почти с чистого листа можно начинать систему высшего образования.
Мы живем в эпоху перемен, в которой есть драйверы, побуждающие к изменениям. Первый драйвер — сокращение финансирования. Второй драйвер — прогрессирующие технологии. Третий — изменения в ожиданиях студента.
Что мы хотим получить в итоге? Новые возможности для проведения исследований. Высокие показатели студентов. Инновации в обучении и исследованиях.
Для достижения этих целей необходимы другие технологии, другие люди, другая культура. Цифровая трансформация — серия глубоких и скоординированных изменений в культуре, персонале и технологиях, которые задействуют новые образовательные и операционные модели и приводят к трансформации институциональных операций, стратегических направлений и ценностных предложений. Все это позволит отказаться от того, что тянет нас назад.
Происходит изменение роли преподавателя. Сегодня он должен сосредоточиться не на изложении материала из одной головы в другую, а на консультировании. Студенты должны быть помощниками преподавателя, а преподаватели — их наставниками.
После докладов, в рамках формата вопрос-ответ еще раз обсуждали систему искусственного интеллекта, внедрение инновационных технологий и цели цифровизации образования.
Звучали зачастую полярные мнения, но в одном все участники семинара сошлись: цифровизация не угрожает педагогу, а помогает ему.Роль преподавателя в разработке нового образовательного контента, под стать времени. Мотивация студентов в таком случае будет запредельной и вопрос о сохранении интереса к образованию просто не будет артикулироваться.