30 октября 2019 года в Институте цифрового образования Московского городского прошло традиционное мероприятие «Цифровая среда». Тема семинара — «Цифровые технологии в преподавании математики».
Проект стал популярным и вошел в городской проект Департамента образования и науки города Москвы «Взаимообучение учителей московских школ».
Фотоотчет с мероприятия можно посмотреть в альбоме.
Наша задача — выйти на всероссийский уровень и Ближнего зарубежья — реализовалась в проведении мероприятия не только очно, но и дистанционно. Для тех, кто не может приехать в Институт цифрового образования, находится далеко от места проведения, может подключиться к нам дистанционно. Переход на открытую форму вещания Цифровых сред сразу дало свой отклик не только среди москвичей и педагогов Московской области, но и нами стали интересоваться регионы России и Ближнего зарубежья.
Зарегистрировано на мероприятие 439 человек из 220 организаций. Откликнулись регионы: Москва, Московская область (Видное, Одинцово, Нахабино), Тюменская область, Пермь и Пермский край, Екатеринбург, Нижний Тагил, Волгоградская область, Ставрополь, Белгород, Санкт-Петербург, Рязань, а также Киев (Украина), Таллинн (Эстония). Важно, что это не только большие города, но села и поселки.
Не все могли прийти, а также подключиться из-за разницы часовых поясов. Участвовало 84 человек очно и 78 человек — дистанционно из 56 организаций. Среди них студенты, педагоги, методисты, руководство школ, колледжей, университетов, центров дополнительного образования, научно-исследовательских организаций, ассоциаций и компаний.
Для тех, кто не смог прийти и подключиться, мы предлагаем посмотреть семинар в записи.
В рамках заседания «Цифровые технологии в преподавании математики» были рассмотрены цифровые инструменты, используемые в преподавании математики. Обсуждался вопрос, является ли использование цифровых технологий модой или же оно способно сделать учебный процесс более личностно ориентированным. Оказывают ли цифровые технологии влияние на успешность учащегося?
Открыл семинар модератор «Цифровой среды» Борис Ярмахов — главный научный сотрудник центра анализа данных ИЦО МГПУ, исполнительный директор Национального общества технологий в образовании, автор книг «1 ученик: 1 компьютер — модель мобильного обучения в школе» и «Шаг школы в смешанное обучение» темой «Цифровые инструменты и персонализация обучения». Он затронул тему «Цифровые инструменты и персонализация обучения»:
Масса вещей, которые традиционно являлись прерогативой математического ума, может быть решена полностью при помощи цифровых технологий. Не случится ли такое, что профессия математика окажется вытеснена? Могут ли современные технологии дать импульс к математическому развитию ребенка?
После вступительной речи Борис Ярмахов передал слово активной участнице сообщества СИГНУМ Анне Котельниковой, учителю математики ГБОУ г. Москвы «Школа № 1282». Она рассказала о преимуществах такой среды как Desmos — эффективного инструмента преподавания математики в современной школе. В чем его преимущества:
- Бесплатный онлайн сервис;
- Интуитивно простой интерфейс графического калькулятора;
- Представлены практически все известные математические функции и команды;
- Среда для моделирования и эксперимента;
- Возможность публиковать, легко «присваивать» и изменять объекты;
- Организация работы в классе под управлением учителя с помощью teacher.desmos.com;
- Создание собственных заданий и учебных материалов;
- Геометрический модуль.
Презентация Анны Котельниковой здесь.
Продолжил семинар Дмитрий Растворов — директор по развитию бизнеса Яндекс.Учебник с темой «Создание цифровой среды для обучения математики в школе с помощью сервисов Яндекс Учебник»:
Сейчас много говорят о важности перехода к цифровой образовательной среде. Яндекс. Учебник — один из инструментов для решения этой задачи. Ключевые особенности проекта: ориентация на учителя как ключевого субъекта образовательных отношений, глубокая проработка особенностей текущей системы школьного образования и ее ближайших (а не только далеких) перспектив, интеграция экспертных и научных данных из разных сфер (возрастная физиология, коррекционные педагогика, нейропсихология, лингвистика, психометрика).
Презентация Дмитрия Растворова здесь.
Александр Лобок — креатор лаборатории Азартайнинга, профессор МГПУ продолжил темой «Цифровая среда как возможность выстраивания не учебных траекторий образовательного взаимодействия ребенка с математикой»:
В сегодняшнем цифровом мире образовательный процесс все больше и больше выстраивается не по какой-то придуманной наперед «логике учебного предмета», а в режиме открытого образовательного сёрфинга. И это принципиально иная методология образовательного процесса, от которого безнадежно отстает школа, когда она пытается встроить цифровые инструменты в привычную для себя логику учебного планирования и достижения наперед известных образовательных результатов. Поэтому актуальная задача — разработка принципиально нового типа образовательного инструментария, являющегося не столько подпоркой для решения традиционных для классической классно-урочной системы задач, сколько основой для эффективного самообучения «по ту сторону» учебного планирования.
Для Александра Лобка эта тема так важна, что он не смог сидеть на месте, и стал работать с аудиторией, показывать на живых примерах, как это необходимо делать. Вступил в диалог с аудиторией, тем самым взбодрил публику. Вступил с дискуссию с другими докладчиками.
Участники семинара активно задавали вопросы:
- Появится ли конфиденциальность результатов при взаимодействии ресурса Яндекс. Учебника с МЭШ и МЦКО?
- Как дети будут сдавать ЕГЭ без цифровых технологий? Как работать с ними в школе?
- Планируется ли разработка заданий по другим предметам в Яндекс. Учебнике?
Задавались вопросы и в чате:
- Планируется ли разработка заданий по другим предметам в Яндекс. Учебнике?
Докладчики смогли ответить не только на вопросы зала, но и произвести незабываемое впечатление на слушателей, которые аплодировали в конце семинара и покидали его с улыбкой на лице!