19 октября 2019 года сотрудники Лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ приняли участие во второй международной конференции «Современная дидактика».
Главный научный сотрудник лаборатории, доктор психологических наук, профессор Борис Эльконин в рамках коллоквиума «Две теории и два подхода к исследованию развития мышления в психологии и образовании: «L.S. Vygotsky vs J. Piaget» представил доклад «Опосредствование. Проба. Обучение». «Дидактика будущего — принципы и способы организации пробного действия ученика», — отметил Борис Эльконин. Таковой является зона ближайшего развития развивающего обучения.
На коллоквиуме «Развивающее обучение: школа мышления» заведующий лабораторией, кандидат психологических наук Владимир Львовский и магистрант программы «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик» Константин Уляшев выступили с докладом о системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Константин Уляшев в своем выступлении затронул вопрос о соотношении эмпирического и теоретического мышления в решении задач и дидактических принципах организации практики, провоцирующей мышление (на примере начальной школы). В контексте идей статьи советского философа Эвальда Ильенкова «Школа должна учить мыслить» докладчик рассмотрел особенности создания педагогических ситуаций, содержание развивающего начального обучения, психологические новообразования как продукт развития.
В своей части доклада Владимир Львовский на примере физики как школьного предмета обозначил два подхода к обучению в соответствии с возрастом обучающихся: «описательная» физика для 1−6 (7) классов и «объяснительная» для 7−8 (9) классов. Также были представлены схемы физических опытов, позволяющих детям освоить физические понятия, осуществляя переход от натурального действия через проблематизацию к культурному действию.
Модератором коллоквиума стала эксперт лаборатории Елена Ушакова. Она отметила, что нужно по-другому ставить вопрос о современной дидактике, поскольку для множества существующих педагогических систем, которые выстраивают по-своему уникальное содержание образования, дидактика не сводится к развитию именно теоретического мышления.