Top.Mail.Ru

Читать, нельзя травмировать? Читать нельзя, травмировать?

Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, кандидат педагогических наук, приняла участие в программе «Отражение», выходящей на телеканале «ОТР».

Обсуждаемой новостью стала ситуация в Таганроге, где воспитательницу детского сада уволили за то, что та прочитала детям «Конька-Горбунка», а точнее в красках объяснила, что значит «сажать на кол». Нужно ли фильтровать детские сказки? Стоит ли исключать потенциально травмирующие детскую психику темы?

«Я бы сказала, что сейчас очень восприимчивые взрослые. Я практически на сто процентов уверена, что никаких признаков расстройства у ребенка не было, потому что при помощи разговора, книжки, художественного образа нанести травму нельзя», — делится своим мнением Екатерина Андреевна.

«Если мы с детьми не читаем вместе и не плачем над гибелью героя, мы не учимся сопереживать друг другу, поддерживать друг друга в горе. Говорить детям о том, что люди умирают, болеют, нужно. Конечно, ответственность за происходящее всегда лежит на педагоге, но я не могу судить: мне не понятен повод, по которому педагог стала это рассказывать, потому что в самой сказке такого сюжета нет. А поводом для рассказа была ситуация внутри, в коллективе, в группе, в том, что происходило на занятии. Она была спровоцирована текстом, но при этом она сама не проистекала из текста».

Екатерина Андреевна также дала советы родителям и педагогам, как реагировать на подобные ситуации: «Во-первых, нужно знать, в чем живут сейчас твои дети, потому что травма лежит не в литературе, а в жизни. Если ребенок находится в трудной жизненной ситуации, если он недавно пережил потерю, если мы знаем, что он переносит что-то непростое в своей жизни, то мы должны понимать, что любое слово, которое мы произнесем, может рестимулировать это состояние, усилить его. Развод родителей, смерть бабушки, гибель любимой собаки — все что угодно. Это все — жизнь ребенка. От нее оградить мы не можем. Но понимать, что запугивание, дисциплинарные меры — это все слабая позиция взрослого. Быть тактичными по отношению к детям — вот это настоящий профессионализм».

Смотреть полную версию программы.

Фото: ОТР



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»