Top.Mail.Ru

Летнее чтение

В течение учебного года детям читать физически негде и некогда. Дети живут в ситуации пренебрежения их интересами и правом на выбор культурной практики. Лето — время реабилитации и детей, и взрослых.

Взрослые могут воспользоваться возможностью показать, что они уважают детей, готовы и могут поддерживать в самых странных начинаниях, сами не прочь узнать и попробовать что-то новое. Уважение к детям — это безусловное принятие уважения к личности, признание человеческого достоинства наивысшей ценностью. Оно принципиально отличается от уважения за что-то.

«Мне может не нравиться то, что ты делаешь, но люблю я тебя всегда»

Т. Аппельгрен. «Веста-Линнея и мама-монстр»

Дети — наше зеркало. Все, что в них нас раздражает, скорее всего они копируют у нас же. В этом трудно признаться. Это всегда является самым тяжелым во взаимодействии с детьми, потому что изменить передаваемые модели поведения практически невозможно. Нужно научиться принимать самих себя в самом неприглядном виде.

Свободное чтение летом (вместо слова «чтение» можно поставить «игра», «гульба», «общение», «смотрение кино» и даже «валяние на диване») — возможность ребенка побыть самим собой.

Литература, кино, игры — все становится ресурсом свободы. Когда человек знает, что от решения чем-то заняться до выбранных книги, фильма или игры — все было его личным выбором. И вот тут мы сталкиваемся с некоторыми проблемами: нам, взрослым, не нравится выбираемое детьми; вторая проблема — дети не готовы к ситуации самостоятельного выбора.

Тут на помощь приходят люди помогающих профессий: о разнообразии читательских ресурсов знают в библиотеках, помогут распознать свои желания и потребности психологи, тьюторы. Лето предлагает ребенку самые разные программы активного отдыха: городские программы в музеях, библиотеках, парках.
Функция списка летнего чтения — занять ребенка, дать взрослому хоть какой-то инструмент организации каникулярного времени. Роль летнего лагеря, летних игр и занятий такая же. Если продолжить аналогию…

Традиционно организация летнего чтения начинается с попытки выяснить, что рекомендуют учителя читать детям. Иными словами, с поиска списка летнего чтения, который нужно обеспечить. Чаще всего это список произведений из программы следующего года, прочесть которые нужно, чтобы «не терять время на чтение в учебный период». Оставим в стороне цинизм и методологическую беспомощность этого тезиса и посмотрим на список с точки зрения вводной о летней свободе и самостоятельности. Если предложить сам список как рамку самостоятельной деятельности — исследуем лучшие каникулярные практики. Предлагаем много разнообразных позиций: литература, видео, кино, спорт, игры, места, люди, новый опыт. В каждой позиции могут быть подсказки, подтемы, варианты. Например, в чтении обязательно выделить чтение публицистики, чтение комиксов, чтение для развлечения, чтение для души, книги, которые ни_за_что_не_буду_читать_в_каникулы. В нем могут вбросы и советы, но самыми ценными станут позиции, вписанные ребенком. Игра в такой список может начаться с составления списка желаний и надежд на лето. Для остроты можно представить себе еще и список родителей: какие свершения лета зафиксируют они.

Кстати, такой личный список — это практически готовый проект первой недели учебы «Как я провел этим летом».

Материал был впервые опубликован на сайте «Вести образования». Исходная публикация здесь


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»