![](https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/06/IMG_2516.jpg)
Важнейшая особенность этого конкурса и фестиваля заключается отсутствии необходимости напоминать, что главное — не победа, а участие. Главным становится соучастие — выход в открытое дружественное пространство общения, возможность поделиться тем, что тебя заинтересовало сильнее всего, уверенность в том, что любовь к чтению — добровольный, самостоятельный и глубоко индивидуальный процесс приводит не к отшельничеству, а как раз к противоположному результату. Третий читательский фестиваль «Книжья нора» начался буквально с порога: ощущение, что двери педагогического университета могут быть открытыми для каждого, кто любит книги, хотя бы на один день, стирая барьеры между профессорами, студентами, учениками, учителями, детьми и родителями.
На «Поэтической лестнице» можно было почитать стихи: собственного сочинения, свои любимые, предложенные организаторами или вытащенные наугад, вслух или про себя, публике или эху, как вам больше понравиться.
Кроме того на фестивале можно было принять участие в воркшопе на непонятном языке об очень популярной литературе. На мастер-классе Александры Никитиной «Сонеты Шекспира из всякого хлама» родилось множество визуальных инсталляций, многими с удивлением обнаружилось что одни и те же поэтические строчки могут порождать множество образов и миров, что одна отдельно взятая инсталляция может быть разносторонней не только с внешних точек зрения, но и изнутри, и даже, что в пылу спонтанного творчества можно выжимать мандариновый сок голыми руками для достижения желаемой цветовой гаммы и субстанции.
На мастер-классе Вадима Колбасина «Прочти необычно» можно было убедиться на практике в том, что давно знакомые строчки, прочитанные с заданной неожиданной интонацией способны вызывать новые смыслы и настроения.
Завершился фестиваль получасовым спектаклем Театральной студии «Феникс» «Я думал, ты мне приснился» по произведению Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна» (режиссеры Павел Когоут и Анна Филиппова). В интерпретации подростков и театральных педагогов опыт коллективного игрового прочтения текста, который, по мнению очень многих взрослых, рассказывает о боли одиночества, об экстремальности попыток его преодоления, о хрупкости и недолговечности обретаемой гармонии, оказался историей о безграничности и бесконечности общения, о том, что если у человека есть настоящие друзья, трудновообразимое легко осуществимо, а личные проблемы и беды превращаются в совместные таинственные приключения. Но если смотреть такой спектакль сообща и на равных, в нем сквозь смех и слезы, гармонично сосуществует и открывается то и другое.
Татьяна Зимакова