Top.Mail.Ru

Апробация контентной модели сценариев уроков для МЭШ

В Институте естествознания и спортивных технологий МГПУ 4 июня прошел научный семинар, посвященный апробации контентной модели сценариев уроков предметной области «Естественнонаучные предметы» для Московской электронной школы.

Галерея семинара


Президент России Владимир Путин поручил до 2024 года вывести РФ в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Работать над этой амбициозной задачей предстоит в том числе нынешним студентам, которые в скором времени придут работать в школы.

МЭШ — важнейший ресурс, который могут использовать учителя химии, биологии, других предметов для повышения качества образования. Проект всего за несколько лет смог объединить традиционные школьные методики и современные цифровые технологии.

В цифровой библиотеке «МЭШ» собран интерактивный контент для учителей. Преподаватель может выбрать лучшие сценарии, подготовить на их основе собственное занятие, а также сам загрузить в библиотеку уникальный материал. Школьники же могут воспользоваться всем лучшим, что есть в свободном доступе.

На начальной стадии реализации проекта все еще стоит проблема качества контента: не все сценария отвечают тем высоким требованиям, которые предъявляются к качеству биологического, химического и в целом естественнонаучного образования.

Семинар_зал_КП_1
Семинар_спикер_Дуо
Семинар_зал_ОП_9
На научном семинаре была представлена работа исследовательского коллектива по разработке ресурсов для МЭШ. Премьера модели состоялась в форме доклада «Контентная модель сценариев урока предметной области „Естественнонаучные предметы“» от членов коллектива профессора Сергея Суматохина и профессора Ольги Ивановой.Главное требование в работе учителя — соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта. Сейчас в системе российского образования вынесен на общественное обсуждение проект нового ФГОС основного общего образования. Предложенная авторским коллективом модель разрабатывалась уже с учетом тех ориентиров, которые он задает. Ознакомиться с ней вы можете по ссылке ниже.


Контентная модель


Сергей Суматохин и Ольга Иванова продемонстрировали главные позиции в списке того, чему должны научить педагоги химии и биологии современных школьников. Выпускник должен уметь экспериментировать, прогнозировать, моделировать, решать практические задачи — ФГОС в целом ориентирован на умения, базирующиеся на основе знаний. В основе представленной модели лежат именно умения, она ориентирована на конкретный результат их формирования.

Семинар_зал_ОП_6
Семинар_зал_КП_6
Семинар_спикер_ССВ_5
Семинар_зал_КП_3
Студентам Института естествознания и спортивных технологий была представлена схема контентной модели, ядром которой является умения, сегментированные на исследовательские, практические, экспериментальные и умения моделировать.
Умения
  • Умение моделировать – создание и изучение моделей природных систем и процессов с характерными для них свойствами.
  • Экспериментальные умения – изучение природных процессов с помощью опытов.
  • Исследовательские умения – выполнение теоретических и практических действий, соответствующих логике исследований.
  • Практические умения – использование естественнонаучных знаний для решения практических задач жизни. Изучение биологии и химии должно быть полезным для жизни.
Контент — это то содержание, которое предъявляется, транслируется, изучается и осваивается — дифференцирован на общий контент, контент для учителей и обучающихся. Размещается он на трех «досках».

Общий контент — тот, который размещается на интерактивной панели. Алгоритмы и инструкции, планы работы, видео и аудиоматериалы.

Контент для учеников размещается в гаджетах обучающихся, например, это может быть индивидуальное задание, выполнение которого способствует овладению умениями. Это могут быть задачи, требующие простых (выявление, описание фактов; категоризация и классификация и т. д.) и сложных (интерпретация, доказательство, оценивание и т. д.) мыслительных операций с данными, практические задачи репродуктивного уровня (составление обзоров, выполнение проектов и т. д.), творческие задачи (практическое применение).

В методических рекомендациях проекта будут отражены различны типы заданий, которые можно предложить детям для отработки умений.

Семинар_спикер_Дуо_5
Семинар_зал_ОП_3
Семинар_зал_КП_7
Семинар_спикер_ССВ_6
Для обучающихся основной школы учебная деятельность не является ведущей. Ведущим является интимно-личностное общение. Задача педагога в таком случае организовать содержательное общение обучающихся по поводу учебного материала.

В контент учителей входят задания, алгоритмы (работы в группе, работы в паре, индивидуальной работы, фронтальной работы, работы с источниками и т. д.), методические рекомендации, приемы и техники, необходимые для организации всей работы. Все это размещается на личных компьютерах, планшетах и смартфонах учителей.

Пользуясь предложенной моделью, действующие и будущие педагоги смогут самостоятельно разрабатывать сценарии, отправлять их в МЭШ и котироваться на рынке образования как высококвалифицированные специалисты. Для участников проекта утверждена система грантов за вклад в развитие МЭШ. Размер грантов зависит от того, насколько востребован материал разработчика педагогами образовательных организаций Москвы.

Магистранты и аспиранты ИЕСТ, которые сегодня учатся в институте, будут, по словам Сергея Суматохина, включаться в авторские коллективы по разработке моделей уроков биологии.



Конференция «Шаг в науку»: объявлен сбор материалов


08 ноября 2024 г.


Традиционно в декабре организуем научно-практическую конференцию молодых ученых по проблемам исследований, курируемых кафедрами института

ИЕСТ: инструкция по применению


19 сентября 2024 г.


Как получить право на досрочную сдачу сессии? Куда можно обратиться по поводу стипендии? Где могут проконсультировать относительно элективной физической культуры и откуда берутся квитанции на оплату обучения? Наводим порядок в базовых знаниях