Top.Mail.Ru

21 Международная конференция ECERS прошла в МГПУ

Россия, Великобритания, США, Португалия, Дания, Норвегия, Греция, Канада, — что объединяет эти страны? Общие ценности уважительного отношения к детству и стремление к развитию качества дошкольного образования

«Развитие дошкольного образования — это глобальная проблема. И сегодняшняя встреча подтверждает это!» — именно такими словами Кэти Сильва, профессор Оксфордского университета, открыла 21 Международную конференцию ECERS, прошедшую 27−29 мая в МГПУ и собравшую в Москве сообщество увлеченных исследователей образовательной среды из 8 стран.

Кэти Сильва и Брэнда Таггарт представили результаты лонгитюдного исследования «Эффективное дошкольное, начальное и среднее школьное образование» (EPPSE). Исследование проходило в Великобритании на протяжении 17 лет (с 1997 до 2014 г.). В нем приняли участие более 3000 детей: в начале исследования детям было 3 года, их результаты отслеживались до окончания средней школы (до 17 лет). Было установлено существеннейшее влияние качества дошкольного образования на интеллектуальное развитие детей, их социализацию как минимум до 17-летнего возраста.

Авторы поделились опытом использования шкал ECERS-R, ECERS-E и SSTEW (Обеспечение устойчивого развития и эмоционального благополучия детей). Участники конференции обсудили влияние результатов исследований на образовательную политику.

Брэнда Таггарт рассказала о системе оценки качества научных исследований (REF) и подчеркнула: «Перед любым исследованием важно задать себе вопрос — какого эффекта я хочу достичь и как я пойму, что у меня получилось?». Бренда также отметила значимость исследований качества образовательной среды и обратилась к коллегам: «Рассказывайте о своих исследованиях всем — образовательным политикам, коллегам, прохожим… Стучитесь в двери и рассказывайте! Это очень важно!»

Дик Клиффорд, профессор Университета Северной Каролины и один из авторов ECERS представил новый подход к анализу результатов ECERS-3 и шкалы оценки домашней образовательной среды (FCCERS). Коллеги из Норвегии и Греции презентовали свой опыт работы по развитию качества и обозначили вызовы, риски, с которыми они сталкиваются в своих странах, и возможные перспективы исследования.

Тигран Шмис (Всемирный банк) в своем выступлении отметил важность измерения качества образования для развития человеческого капитала. Команда исследователей из Московского городского педагогического университета представила международному сообществу результаты масштабного проекта по оценке и развитию качества дошкольного образования в нашей стране.

Ольга Шиян, Игорь Шиян и Татьяна Ле-ван рассказали о связи качества процесса с параметрами структурного качества, а также о том, как использовать полученные результаты в образовательной политике и обучении педагогов. Теме использования шкал для профессионального развития было также посвящено выступление Трине Крог (Дания), которое повлекло за собой оживленную дискуссию об использовании видео в работе с педагогами. Также на конференции обсуждались новые подходы к использованию математических методов для анализа результатов. Свой опыт представили Cергей Зададаев (Россия, МГПУ) и Джон Сидерис (США)

Анастасия Белолуцкая и Александр Веракса представили результаты совместного исследования МГПУ и МГУ, посвященного изучению взаимосвязи между качеством образовательной среды и развитием регуляторных функций у дошкольников. Коллеги из Португалии поделились опыте использовании шкал ECERS для развития инклюзивного образования и подчеркнули важность ранней интервенции, обозначив потребность в инструментах работы с педагогами.

Одним из самых ярких событий 21 Международной конференции ECERS стала дискуссия о качестве образования, инициированная Диком Клиффордом. Что такое качество с точки зрения родителей, педагогов, администрации, образовательных политиков и исследователей? Может ли быть одно определение качества или оно зависит от конкретной культуры?

Дик Клиффорд предложил посмотреть на качество среды «с точки зрения ребенка» и задать себе такие вопросы: «Безопасно ли это место для меня? Получаю ли я опыт заботы о своем здоровье? Стимулирует ли эта среда мое мышление? Могу ли я строить здоровые взаимоотношения с другими детьми и взрослыми? Соблюдается ли баланс между свободой и руководством взрослого, могу ли я стать независимым и самостоятельным? Доступны ли мне разные идеи, подходы к решению проблем? Открыто ли для меня разнообразие мира и окружающих людей?» В завершение участники обсудили пути дальнейшего сотрудничества и перспективы исследований, а также отметили особую атмосферу конференций ECERS, ценность профессионального сообщества и гостеприимство МГПУ.

В 2020 году конференция пройдет в Университете Балтимора.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»