Top.Mail.Ru

Каким должен быть детский сад?

Каким должен быть детский сад, чтобы в будущем ребенок был успешнее в школе и в жизни? Кэти Сильва, профессор Оксфордского университета, ответила на этот вопрос корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» в дни работы Двадцать первой международной конференции ECERS, которая прошла в Московском городском педагогическом университете с 27 по 29 мая.

— Профессор Сильва, расскажите, пожалуйста, о вашем исследовании, посвященном эффективному дошкольному, начальному и среднему школьному образованию.

— Это исследование было инициировано правительством Великобритании в конце 1990-х. В то время существовал очень большой разброс в качестве и объеме дошкольного образования, которое получали дети в стране. Одни посещали частные детские сады, другие — государственные. Кто-то ходил в сад в течение одного года, кто-то — в течение двух лет, кто-то вообще был на домашнем обучении.

Правительство заинтересовалось эффективностью различных форм дошкольного образования. Для того чтобы решить эту задачу, на протяжении 17 лет мы исследовали три тысячи детей, которые к моменту начала исследования посещали 141 детский сад. Это были самые разные детские сады в различных регионах страны.

Каковы основные результаты исследования?

— К нашему удивлению, мы обнаружили, что от дошкольного образования, которое мы начинаем с двухлетнего возраста, выигрывают все дети. Мы сомневались, получают ли от него пользу дети из обеспеченных семей — те, у кого дома большие библиотеки, планшеты и так далее. Но мы обнаружили, что дошкольное образование влияет на всех детей — на богатых, бедных, из сельской местности, из городов, из более успешных районов, из менее успешных, мигрантов, коренного населения, у кого английский язык родной и не родной. Получается, дошкольное образование вносит важный вклад в развитие детей.

Второй результат: качество дошкольного образования очень важно. Если дети посещают плохой детский сад, то это абсолютно неэффективно, они практически ничего от него не получают. Мы обнаружили, что в плохих детских садах дети могут играть со своими сверстниками и достаточно благополучно социально развиваться, но сад абсолютно не влияет на их интеллектуальное развитие и на их последующую академическую успешность.

Возможно, эта новость несколько разочаровала наше правительство, но детские сады должны быть, как минимум, среднего или хорошего качества, чтобы оказывать влияние не только на социальное развитие, но и на когнитивное развитие ребенка и его дальнейшие успехи в учебе.

— Какие инструменты оценки качества дошкольного образования вы использовали в своем исследовании?

— Мы использовали известную американскую методику ECERS («Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» — прим. ред.). Это очень хорошая методика, но каждая страна обладает культурным своеобразием и имеет свои предпочтения в дошкольном образовании. Поэтому для Великобритании мы расширили эту методику, создав дополнительные шкалы оценки в соответствии с ценностями британского дошкольного образования.

Мой учитель Джером Брунер (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов — прим. ред.) учил меня, прежде всего, подходу к когнитивному развитию выдающегося швейцарского психолога Пиаже, но он также был очень большим поклонником подхода, который развивался в России Львом Выготским и его последователями.

Мои коллеги в Московском городском педагогическом университете глубоко понимают детское развитие и существенно важных для него вещей. Мне кажется, что им следует сделать подобное расширение методики ECERS для России. Вообще, должна сказать, что приезд в Россию для меня в этом смысле — как паломничество в Мекку для мусульманина.

Полный текст интервью читайте на сайте РИА Новости.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»