Top.Mail.Ru

Проба, позиция, образовательное пространство

Проба, позиция, образовательное пространство: следующий шаг развития образования.

На протяжении нескольких месяцев при участии сотрудников Института системных проектов проходили дискуссии, посвящённые проектированию ближайших возможных изменений в образовании. 1 ноября 2017 года прошло традиционное заседание семинара института системных проектов МГПУ, на котором были обобщены прошедшие обсуждения. С докладом выступил Б.Д. Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования ИСП МГПУ. Вкратце следующий шаг развития образования можно описать в трёх тезисах:

  • Для достижения образовательных эффектов, к которым предъявляет требования современный мир, необходима инициация и поддержка пробного действия ученика, его самостоятельного, независимого движения в освоении содержания. Это позволит уйти от ситуации, когда учитель является идеалом, эталоном, источником оценки. В пробном действии ученик способен сам открывать знание, искать ориентиры в предмете, оценивать правильность и неправильность выполнения заданий.
  • Такой подход требует значительных изменений в роли учителя. Время от времени учитель сможет становиться экспертом, консультантом, или напротив, открывать знание вместе с учеником. Учитель приобретает позиционность, способность видеть ситуацию урока с разных точек зрения, в том числе, с точки зрения ученика.
  • Если меняются позиции ученика и учителя — это ведёт за собой изменение всего образовательного пространства. Новые типы деятельности требуют своего выделенного времени и места, а значит, структура образовательного процесса и даже архитектурное устройство школы может измениться.

Изменения кажутся резкими и глобальными, однако, речь идёт скорее о долгосрочной перспективе и направлении развития, чем о конкретных мерах. Опыт участников семинара содержит яркие примеры преобразования образовательного пространства и позиции учителя в условиях современной школы. Но они пока не являются массовыми.

Задачей дальнейших обсуждений будет разработка позиционных тренингов, которые могут применяться в повышении квалификации учителей. Цель тренингов — обеспечить педагогов инструментами, с помощью которых они смогут перестроить пространство своего урока, а возможно, и всей организации, в сторону развития деятельностного подхода и новых образовательных результатов.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»