Во вторник, 28 мая, преподаватели Института естествознания и спортивных технологий провели образовательный семинар для педагогов школы № 1788.
В ходе встречи, в которой приняли участие как учителя физической культуры, так и представители других предметных областей педагогического коллектива школы, было рассказано о том, как с помощью правильно организованной физической активности дети смогут достигнуть новых образовательных результатов, а педагоги — улучшить качество своей жизни.
Первым слово на семинаре взял директор Института естествознания и спортивных технологий Александр Страдзе. Спикер обозначил новое восприятие физической культуры: предмет нужно воспринимать шире, чем просто урок; как средство достижения определенного жизненного статуса, высокой планки качества жизни.
Ценности физической культуры должны наконец стать общечеловеческими, войти в базовую структуру общечеловеческих ценностей, ведь правильно организованная физическая активность — важная ступень к улучшению качества жизни человека.
Александр Страдзе к интересу присутствующих педагогов по другим предметам отметил, что правильно организованное физическое воспитание должно способствовать качественному росту образовательных результатов по всем предметным областям.
Именно на этой мысли основывалась первая часть семинара — «Обновление содержания физической культуры и достижение новых образовательных результатов», вела которую заведующая кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, доктор биологических наук, доцент Валентина Пушкина.Как стало известно из недавнего выступления министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, в России готовится новая модель общественного здоровья. В ее основе — физическая активность, коррекция питания, уроки здорового образа жизни.
Институт естествознания и спортивных технологий начал работать в этом направлении с прошлого года. Творческая команда научно-педагогических работников института на основе тщательно проведенных исследований разработала новую образовательную программу, созданную в соответствии с актуальным социальным запросом и с учетом возможностей использования инновационных образовательных подходов и технологий.
Эта программа, как практическое воплощение научно-исследовательской работы, которую сегодня ведет институт, реализуется сегодня у 1−4 классов в школе № 1788.
«В следующем году планируем ввести в работу программу интегральной оценки физического здоровья обучающихся, которая будет системой универсальной оценки каждого отдельного ребенка, класса или школы в целом по индексам физического здоровья».
Общая сумма баллов по индексам физического развития, физического готовности, функциональной подготовленности, адаптационной готовности призвана определить уровень физического здоровья школьника.
«Это позволит нам в дальнейшем по индексам индивидуально корректировать активность каждого ребенка; понимать, как развернуть образовательный процесс для класса, чтобы скорректировать общее состояние детей, иметь понимание, какой вид нагрузки и ее направленности давать детям».
Такие данные могут фиксироваться в электронном дневнике ребенка, чтобы родители видели, как меняется его физическое состояние с разных временных ракурсов — года, двух лет, всего обучения. Интегральная оценка физического здоровья обучающихся призвана продемонстрировать самим детям векторы роста, поспособствовать формированию мотивационных трамплинов к развитию, легитимизировать оценку в глазах детей.
Контрольные срезы будут проводиться в начале и в конце учебного года. Участие в системном мониторинге будут принимать студенты института естествознания и спортивных технологий.
Во второй части семинара кандидат медицинских наук Ирина Гернет рассказала о занятиях физической культурой при различных нозологиях, акцентировав внимание на показаниях и противопоказаниях.Бич современного мира — гиподинамия (ослабление мышечной деятельности в результате малоподвижного образа жизни). За последнее столетие физическая нагрузка человека снизилась почти в 100 раз. Порядка 70% населения нашей страны страдает от гиподинамии. Существует целый спектр заболеваний, связанных с недостатком двигательной активности.
Любое лечение основывается на первоначальном поиске причин болезни и дальнейшем ее устранении. Несмотря на очевидную обусловленность многих диагнозов отсутствием двигательной активности на должном уровне, к сожалению, некоторые врачи в медицинских учреждениях категоричны в отношения нагрузок для тех людей, у которых уже есть проблемы со здоровьем.
Опыт Ирины Гернет (врач ЛФК и спортивной медицины, специалист по адаптивной физической культуре) показывает, что нередко, когда человек начинает двигаться и применять показанную ему, адекватную физическую нагрузку, рационально питаться, его проблемы начинают решаться. В очень многих случаях без медикаментозного лечения.
Ирина Гернет содержательно поведала об адекватных физических нагрузках при различных заболеваниях — сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, проблемах со зрением. Полезная презентация доступна по ссылке.В конце встречи директор школы № 1788 Александр Ездов и заместитель директора Наталья Маилян обратились к специалистам института с просьбой о разработке программы двигательного режима учителей, в том числе в активный летний период. У педагогов школы есть запрос на правильно подобранную двигательную активность. Валентина Пушкина и Ирина Гернет пообещали провести в ближайшее время оценку физического потенциала коллег, провести тесты, после чего дать рекомендации по организации тренировочного процесса.