Top.Mail.Ru

Работа с Будущим в контексте непрерывного образования

18 и 19 апреля в МГПУ прошла II Международная научно-практическая конференция «Работа с Будущим в контексте непрерывного образования».

Каким должно быть образование, отвечающее на вызовы мира?

Что побуждает людей учиться в течении всей жизни?

Возможно, это желание продвигаться по карьерной лестнице или страх потерять работу, а может быть это просто стремление к самосовершенствованию и нежелание останавливаться на достигнутом.

Почему непрерывное образование стало трендом современности? Участники конференции попытались найти ответы на ключевые вопросы.

Во время приветствия ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил изменения, которые произошли в современном образовании в последнее время. Действительно, еще 10 лет назад нельзя было представить, что дети будут посещать парки профессий, а пожилые люди вернутся за парты.

Современная реальность — мир, где нет стабильности и определенности, где технологии непрерывно усложняются. Что может привести общество к процветанию?

Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, утверждает, что переход к непрерывному образованию для Будущего — это в первую очередь сдвиг мышления:

  • Осознание неизбежности жизни в условиях сложного неопределенного мира — и готовность жить в режиме образования на протяжении всей жизни.
  • Понимание, что образование — это не только профессиональная подготовка, а целостное развитие во всех сферах жизни
  • Неразрывная связь образования и здоровья / благополучия
  • Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радость, любовь, доверие, принятие) вновь оказываются в центре образовательного процесса
  • Критичность личной инициативы, «умения выбирать» и умения «учиться учиться» (метапознание)
  • Субъектность как точка перехода!

Уже сейчас обучение опаздывает и не отвечает потребностям общества, развитию технологий и рынка труда.

Обучение компетенциям, по мнению профессора МГПУ Натальи Жадько, это работа с Будущим. Именно набор компетенций должен придти на смену профессиям.

В то время как население планеты стремительно стареет, особенно актуально звучит тема девальвации возраста, которую затронул Вячеслав Погребенский, Президент-Директор MMIinternational — Международного проектного института (Израиль), ведь дело не в самом возрасте, а в отношении к нему. Это подтвердило выступление директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой, которая рассказала о результатах реализации проекта «Московский серебряный университет», благодаря которому москвичи пенсионного возраста получили не только возможность пройти обучение для души, но и получить новую профессию.

Очевидно, что сейчас требуется изменение методов работы в образовании. Татьяна Якубовская, координатор программы сравнительных исследований в области Future-oriented education Университета Тампере (Финляндия), рассказала о том, как future-грамотность становится основой непрерывного образования во всем мире, на примере образовательной системы Финляндии.

На основании исследований, проводимых в Финляндии на протяжении последних двух лет, новая модель непрерывного обучения должна включать:

  • прогнозирование потребности в необходимых профессиях, компетенциях и знаниях;
  • перемещение акцента в образовании на теоретическую базовую подготовку и мета-компетенции;
  • обеспечение возможности для постоянного образовательного развития: программы высшего образования для работающих людей, карьерный ваучер на обучение для лиц старше 35 лет, отношения между выпускниками и университетам и на протяжение всей жизни и др.;
  • обеспечение полной цифровизации всех этапов рабочих процессов;
  • многосторонний подход к моделям компетенций и квалификаций.


Во второй день конференции проводились переговорные площадки, тематические секции, мастер-классы, круглые столы, участники которых могли не только узнать практики работы с Будущим, но и обсудить последние тренды и проблемы непрерывного образования.

Екатерина Лукша на своем мастер-классе «Работа с Будущим: межпоколенческий диалог» рассказала об исследованиях и кейсах в этой сфере. Участники сравнили, как в разных возрастных группах меняются профессиональные, интеллектуальные, гигиенические, партисипативные подходы в контексте Будущего. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.

На переговорной площадке «Работа с Будущим через практики вопрошания» (спикер Вадим Карастелев) обсуждалась методологическая база вопрошания. В деятельностном формате участники рассмотрели ряд важных тем: вопрошание как технология постановки и развития мышления, вопрос как способ проявления скрытых ресурсов человек, технология вопрошания как инструмент работы современного ребёнка. В группе работали представители разных возрастов и профессий: от руководителей частных детских центров развития до специалистов по конфликтологии.

В рамках переговорной площадки «Работа с Будущим как основа для создания персональных и коллективных маршрутов» слушатели вместе с Ликой Чекаловой обсудили, как взаимосвязаны образ Будущего и работа с Будущим с деятельностью тьютора. В ходе острой дискуссии участники площадки пытались найти ответ на вопрос: «Как соотнести индивидуальное и коллективное при построении образовательного маршрута и что обеспечивает его успешность».

На мастер-классе Татьяны Якубовской и Льва Плюснина участники рассмотрели опыт Финляндии в работе с Будущим и сравнили программы развития future— и форсайт-грамотности, на примере конкретных образовательных событий рассмотрели методологию форсайта. Спикеры не только рассказали о пути финского образования и стратегии его развития, но и поделились методическими и нормативными материалами.

На круглых столах и тематических секциях участники обсуждали вопросы и кейсы, связанные с непрерывным образованием. Такие практико-ориентированные форматы работы очень понравились слушателям и спикерам конференции, позволили конструктивно пообщаться с коллегами, установить новые профессиональные связи и найти новые интересные возможности для сотрудничества и развития.

По результатам работы конференции были определены ключевые вопросы развития практик непрерывного образования, ориентированных на Будущее. Ключевыми темами обсуждения III Международной конференции станут вопросы «Как внедрить экосистему непрерывного образования в мегаполисе, «Каковы компетенции будущего, «Как преодолеть разрыв между поколениями?, «Как правильно работать с прошлым для Будущего?», «Какие педагогические технологии станут пропуском в образовательное пространство Будущего?».

Конференция 2020 года запланирована на апрель. Не пропустите!

Сборник научных статей по материалам конференции



Эксперты коммуникационного фестиваля MCUnite огласили результаты состязания


25 ноября 2024 г.


Абсолютным победителем всероссийского фестиваля рекламы и PR Московского городского признана команда МТС из Пермского политеха (ПНИПУ)

В ИИЯ прошел круглый стол о роли профессии учителя сегодня


24 ноября 2024 г.


21 ноября на кафедре германистики и лингводидактики под руководством д.ф.н., профессора, зав.кафедрой Бирюковой Е.В., д.ф.н., профессора Шатиловой Л.М., к.ф.н, доцента Зубковой Я.В. состоялся круглый стол «Неравнодушие»

Главные новости