О том, что такое театральная читка, знают далеко не все. Студентам Московского городского повезло — в рамках социокультурной практики их пригласили посетить читку повести Ульфа Старка «Чудаки и зануды» в Московском областном государственном театре юного зрителя.
Читка прошла в рамках программы «Читки современной подростковой прозы и драматургии» Зрительского клуба МОГТЮЗа. Режиссер читки — Н.И. Дручек.
Своими впечатлениями от этого события делится студентка Института иностранных языков Елена Давыдова.
Мой вечер в Театре Юного Зрителя
Я вышла из метро «Царицыно» и минут пятнадцать блуждала по улицам с навигатором в телефоне. Потом я все же вышла к парку, прошла дальше и, наконец, увидела цель своего визита в южную часть зеленой ветки — Театр Юного Зрителя. Я вошла, и меня отметила организатор, так как у меня было приглашение от МГПУ.
Главными зрителями в тот день оказались дети, кто-то был из средних классов, а остальные, судя по всему, из начальной школы. Встречались и взрослые, хотя по большей части они были родственниками юной аудитории.
Мы прошли в темный зал, где было три ряда кресел, а на сцене стояли стулья, на которых сидели актеры. Я села в середину верхнего ряда, чтобы все было видно.
Актеры мне понравились еще до того, как они начали выступать. На их лицах читалась какая-то интеллигентность, но не чопорная, а творческая. Поэтому еще до их выступления я знала, что мне, скорее всего, понравится.
На самом деле, меня заранее заинтриговало то, что на сцене будет разворачиваться не спектакль, а неизвестный мне жанр — читка. Это выступление актеров, во время которого они по очереди читают книгу.
Перед началом слово взял Николай Иванович Дручек, режиссер. Он немного рассказал о книге, за чтением которой нам, зрителям и актерам, предстояло провести около четырех часов. Ей оказалось произведение шведского писателя Ульфа Старка «Чудаки и зануды». Эта книга о девочке-подростке была написана в конце XX века и стала известна по всему миру. На русский ее перевели в 2002 году, книга вышла тиражом 30 000 экземпляров.
И вот, само выступление — корзина, наполненная эмоциями, пантомимами, интересными декорациями. Все это было в стиле минимализма, что характерно для жанра читки.
Как ни удивительно, в таком жанре реально схематично изобразить практические все возможные ситуации, в которые попадают герои. В обычном спектакле невозможно каждые десять минут менять декорации, а в читке — легко! Например, стул смог сыграть роль корабля, а актер жестами изобразил машину.
Симону, главную героиню, играла яркая, харизматичная актриса. Вместе с Симоной зрители переехали в новый дом, сходили с ней в ее новую школу, ловили с ней уток и плавали в ледяной воде на спор.
Лично мне очень запомнился и образ мамы главной героини — эксцентричной, творческой и часто легкомысленной женщины, любящей яркие наряды, которые она создает из несочетаемой одежды. На актрисе, исполнявшую ее роль, были надеты пестрое платье, такие же лосины и огромная красная шляпа, одна из деталей спектакля.
Эта интересная читка была проникнута и нравственными вопросами. Они не отяжелили, а придали глубины ее легкости, воздушности. Разговоры Симоны со своим дедушкой о боге, о людях-чудаках и людях-занудах, о погибшей бабушке были полны нежности и какого-то света.
После читки ведущая Зрительского клуба Александра Никитина попросила публику хором сказать одно слово-впечатление, которое у них возникло после выступления. Я сразу подумала о слове «уют» и не удивилась, когда его назвали и другие зрители.
Во вторник, в десять часов, в вечер перед сложными парами и еще не сделанным домашним заданием, я все равно ехала домой в хорошем настроении. В моей голове нежились приятные впечатления.
Я рада, что МГПУ дает возможность посещать подобные мероприятия бесплатно. Теперь я буду следить и за другими событиями. А вы?