Top.Mail.Ru

Выявлены критерии деятельностной педагогики

27 марта 2019 года состоялось очередное заседание университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании» под руководством ректора МГПУ, кандидата педагогических наук Игоря Реморенко и главного научного сотрудника лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, профессора, доктора психологических наук Бориса Эльконина.

На заседании на тему: «О критериях деятельностной педагогики» обсуждалась статья ведущего научного сотрудника Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, профессора, доктора психологических наук Галины Цукерман и коллектива соавторов.

В обсуждении статьи приняли участие главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования ИСП МГПУ Михаил Кларин, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ Алексей Воронцов, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной Елена Высоцкая, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования ИСП МГПУ Владимир Львовский, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной Зинаида Новлянская и другие.

Зинаида Новлянская отозвалась о статье как об «одной из тех редких работ, которые убедительно показывают, что такое настоящее (а не показное) развивающее обучение, насколько оно может быть эффективным уже в первый год обучения ребёнка в школе».

Опыт работы с учебной инициативой обучающихся основной школы представила Елена Высоцкая.

Владимир Львовский отметил, что в статье показаны начальные формы инициативного действия и предложил оценивать педагогическую деятельность не по результату, а по процессу. Кроме того, Владимир Александрович обратил внимание участников дискуссии на две важных мысли: инициатива может быть перпендикулярной замыслу учителя, а обучение может разворачиваться ради появления образовательного вопроса, переходящего в образовательный запрос.

На основании статьи Алексей Воронцов выделил ещё четыре критерия деятельностной педагогики:

  • свободное использование схем и моделей для обеспечения своих мыслей и текстов;
  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • определение границы использования известного способа;
  • выделение в открытом способе операционального состава, который позволяет ребёнку самостоятельно производить операциональный контроль и рефлексивную оценку использования этого способа.

Михаил Кларин также отметил, что «сейчас деятельностная педагогика подошла к такому шагу, когда нужно либо расширительно смотреть на то, что такое деятельностная педагогика, либо возвращаться к отшлифовке исходных определений и пониманий».

Предлагаем ознакомиться с материалами заседания семинара.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»