6 мая 2024 года состоялись «I-е СУВОРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ШКОЛА ВЗАИМНОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ», посвященные памяти выдающегося отечественного философа, гуманиста, педагога Александра Васильевича Суворова (1953−2024г.). Он был слепоглухим, прошел тяжелый, но достойный путь: стал доктором философских наук, крупным общественным деятелем, преподавал в ВУЗе.
А. В. Суворов ушел из жизни 24 января 2024 года.
I-е Суворовские чтения были организованы и проведены совместными усилиями трех сорганизаторов: Институт специального образования и психологии, ГАОУ ВО МГПУ; Факультет «Клиническая и специальная психологии», ФГБОУ ВО МГППУ; «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «РОДНИК ЗНАНИЙ», ГАОУ Саратовской области.
Мероприятие носило гибридный характер и было организовано на двух площадках:
— Институт специального образования и психологии, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», ул. Панфёрова, д. 8, корп. 2, читальный зал имени В.И. Лубовского.
— «ДООЛ им. В. Дубинина» филиал ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний» — Саратовская область, Татищевский район село Вязовка, улица Молодёжная, 1А.
Открывая чтения, и.о. директора Института специального образования и психологии, Елена Ушакова отметила, что эта конференция является данью уважения А. В. Суворову, который внес большой вклад в развитие гуманистического направления в отечественной педагогике и психологии. Своим примером он показал безграничные возможности, позволяющие преодолеть тяжелые ограничения жизнедеятельности.
Председатель оргкомитета — доктор психологических наук, профессор, Ирина Левченко рассказала о регламенте проведения чтений и значении наследия А.В. Суворова для развития тифдлосурдопедагогики.
Член оргкомитета — заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии, кандидат психологических наук, доцент Юлия Куртанова коснулась некоторых страниц биографии А. В. Суворова, в частности его сотрудничества с МГППУ.
Тематика докладов имела разнообразный характер. Часть сообщений была посвящена уникальной биографии Суворова: доктор психологических наук, доцент Степанова Марина (МГУ им. Ломоносова) раскрыла содержание уникального эксперимента, прошедшего на факультете психологи МГУ, в 1971—1977 гг., когда на этом факультете получили психологическое образование четыре слепоглухих выпускника Сергиево-Посадского дома интерната.
Доктор психологических наук, профессор Наталья Карпова совместно с попечителем А.В. Суворова, Олегом Гуровым подготовили и представили большой материал, иллюстрированный видеозаписями и фотографиями, посвященный жизненному и научному пути уникального гуманиста и ученого.
Существенное место было отведено рассказу о роли А. В. Суворова в создании Детского ордена милосердия и организации инклюзивных детских лагерей. Об этом рассказали кандидат педагогических наук Ирина Соловьева, Никанорова Галина Владимировна, президент РООИ «Детский орден милосердия».
С сообщениями выступили бывшие воспитанники ордена милосердия, которые рассказали какую роль в их жизни сыграло знакомство с А.В. Суворовым.
Однако чтения не ограничились рассмотрением и анализом жизненного пути Александра Васильевича. На конференции были поставлены серьёзные вопросы, касающиеся научных исследований в области бисенсорных нарушений.
Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБУ ИКП, кандидат педагогических наук Марина Переверзева сделала сообщение о современных исследованиях проблем слепоглухоты и подчеркнула недостаточную изученность этой области коррекционной педагогики, дефицит методических разработок направленных на обновление методов обучения и воспитания слепоглухих.
Кремнева Юлия исполнительный директор Межрегиональной общественной организации «Сообщество семей слепоглухих», кандидат социологических наук представила материалы о деятельности данной благотворительной организации, которая оказывает помощь слепоглухим детям и их семьям на всей территории РФ, организуя консультативные пункты и площадки для досуговой деятельности, проведя обучения родителей.
Москвитина Наталья, педагог — психолог ГБСУСО МО «Семейный центр имени А.И. Мещерякова» из Сергиева Посада представила деятельность учреждения, в котором А.В. Суворов в 60-е годы получил реабилитацию и школьное образование. В настоящего времени это учреждение носит другое название, но и сегодня является флагманом разработок в области сурдо-тифлопедагогики.
Большой интерес участников вызвало сообщение из Красноярска. Студентки «ФГБОУ ВО КГПУ им. В. П. Астафьева» Газенкамф Елена, Покшан Алина, под руководством Проглядовой Галины, доцента кафедры коррекционной педагогики, кандидата педагогических наук, подготовили практические материалы для диагностической и коррекционной работы с детьми с бисенсорными нарушениями. Эти материалы имеют методическую ценность и могут быть использованы в практической работе сурдо и тифлопедагогов.
Еще одним направлением работы конференции были доклады философов, последователей научной школы Э. В. Ильенкова, Истомина Владислава, руководителя МО, педагога-психолога ВКК из Екатеринбурга и Лобастова Геннадия, президента Российского философского общества «Диалектика и культура», доктора философских наук, профессора из Москвы. Они рассказали о вкладе научных исследований Александра Васильевича в развитие гуманистических направлений современной отечественной философии.
Из Германии с онлайн докладом присоединился кандидат психологических наук Сурмава Александр. Он рассказал о своем творческом взаимодействии с А. В. Суворовым в 1970—1990-е годы ХХ века и его непростом научном пути.
Завершая I-е Суворовские чтения, кандидат психологических наук, профессор Татьяна Басилова, отметила важность представленных на конференции материалов и их значение для развития научных взглядов в области исследования лиц с множественными нарушениями развития.
По итогам конференции был принят проект резолюции, в котором отмечается, что I-е Суворовские чтения должны стать ежегодными и превратиться в площадку для обсуждения научных проблем, касающихся философских, психологических и педагогических проблем социальной адаптации людей с ограничениями жизнедеятельности.
По решению оргкомитета наиболее интересные доклады будут опубликованы в журнале «Коррекционная педагогика: теория и практика».