Top.Mail.Ru

5 трендов образования в пост-COVID

Кирилл Баранников, проректор по развитию Московского городского, рассказал Forbes Education о главных трендах образования в эпоху пост-COVID.

Пандемия сильно изменила высшее образование, ускорив многие тенденции, связанные с цифровизацией. Рассмотрим пять основных трендов, благодаря которым высшая школа уже не будет прежней.

Гибридное обучение

Пока бушевала пандемия, учебу в школах и вузах пришлось перенести в дистанционный формат. Около 1 млрд учеников со всей планеты стали обучаться через Zoom, Microsoft Teams и другие платформы. В России вузы перешли на дистант, затем на гибридный формат обучения. Если в 2015 году курсы в онлайн проходили лишь 5% студентов, то в 2020 году — уже 49%.
Смешанные и гибридные модели обучения часто ставят через запятую, как если не идентичные, то сильно похожие. Именно поэтому МГПУ вместе ВШМ СПбГУ и ВТБ провели в 2022 году исследование, посвященное вопросам определения гибридного обучения.

Одним из критериев различия является фокусировка при гибридном обучении на субъектный образовательный трек студента. В то время как при смешанной модели форматы и технологии реализации обучения чаще остаются предзаданными. Именно поэтому в части гибридного обучение все большее значение приобретает модель HyFlex, когда студент может самостоятельно выбирать, в каком формате ему учиться — онлайн, в аудитории или асинхронно.
Гибридный формат обучения к 2021 году стал привычным. По данным исследований, проведенных в 2020—2021 годах группой университетов (ТГУ, НИУ ВШЭ, МГПУ, УрФУ и др.), сегодня 70% преподавателей вузов уверены, что смешанное обучение станет нормой (до пандемии так думали 22%). При этом 25% студентов готовы учиться полностью онлайн, а среди преподавателей отрицательно оценивают дистант только 37% (еще год назад — 47%).

В мире образования уже есть университеты, которые полностью работают в онлайн-формате: например, онлайн-университет Minerva, он даже обошел по конкурсу университеты Лиги Плюща. В университете нет лекций, основным форматом является «перевернутый класс», когда студенты самостоятельно осваивают материал, а после — обсуждают его с преподавателями и делают проекты.

Развитие цифровых экосистем

Как выглядит смешанный формат обучения в России сейчас, когда пандемия почти отступила? Дистанционные форматы начинают существовать наравне с аудиторной работой. Активно развиваются университетские цифровые платформы, включающие цифровые профили студентов, виртуальные тренажеры, различные учебные сервисы и многое другое. Все большее значение приобретают технологии больших данных для управления и образовательным процессом и в целом менеджмента университета. Сегодня такие платформы есть у разных ведущих отечественных вузов: кто-то пользуется стандартными платформами управления учебным процессом, кто-то разрабатывает собственные решения. Так, МГПУ создал сервис интеллектуального анализа и прогнозирования образовательных треков студентов, а КФУ — цифровую систему для изучения факторов академической успешности студентов. Также многие университеты стали создавать собственные картотеки курсов. Например, МГПУ запустил сайт с открытыми онлайн-курсами по образованию OK. MGPU, у МГУ им. М.В. Ломоносова есть «Университет без границ», у НИУ ВШЭ — платформа Вышка. Online, у Сеченовского университета — «Межвузовская площадка электронного медицинского образования». Подобные открытые форматы помогают осуществить переход к интерактивному, адаптивному цифровому контенту.

Образование под потребности

Еще одна заметная тенденция в высшем образовании — фокусировка на студентах и их потребностях. Все больше университетов дают студентам возможность самостоятельного формирования образовательного маршрута. Студент становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. Он формирует свое обучение так, будто строит дом из необходимых ему блоков — предметов, моделируя свою программу.

Все чаще можно встретить сквозные курсы по развитию универсальных компетенций. Такие курсы реализуются для всех студентов независимо от направления обучения: например, в ИТМО разработана система общеуниверситетских курсов по цифровым компетентностям и soft skills. Томский госуниверситет уже создал специальную тьюторскую службу, которая помогает студентам выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Интересный пример из мировой практики: в Колумбийском университете студенты могут не только сами конструировать свою образовательную программу, но и выбрать, как им посещать занятия: приходить в аудитории, подключаться онлайн или вовсе просматривать записи занятий и учебные материалы в удобное время.

Цифровизация кампусов университетов при этом происходит не только в части оснащения оборудованием, но и за счет создания «умных» пространств, которые легко можно адаптировать под лекционный зал, аудиторию для семинаров или самостоятельной работы, лабораторию. Яркий пример — МИСиС, который разрабатывает проект обновления библиотек в коворкинги и создает мультимедийные аудитории.

Микрообучение

В университетах начинают появляться микрокурсы длительностью от нескольких минут до нескольких дней. Каждый их них помогает освоить конкретный навык, научиться решать определенную рабочую задачу. Поэтому в высшем образовании все большую популярность приобретают форматы вроде массовых открытых онлайн-курсов (лекции в них часто длятся 7−12 минут), TED (это неформальное выступление на научную или социально значимую тему, обычно длится до 15−20 минут).

Микрообучение не замещает привычный университетский уклад, но расширяет его возможности при условии, что у студентов уже есть базовые знания в профессии. К микрообучению обращаются ведущие университеты вроде Массачусетского технологического, Колумбийского университетов, вовлекаются крупные корпорации вроде Volvo, IBM, Adobe. При помощи таких форматов прикладные навыки формируются поэтапно, но при этом в довольно быстром режиме.

Уже упомянутый Массачусетский университет первым ввел так называемую программу Micromaster’s degree — это серия микромодулей и микрокурсов, которые ведут к формированию определенной компетенции и могут быть зачтены университетом как часть пройденного в будущей полномасштабной магистерской программе.

В российских вузах микрообучение находиться на этапе становления: встречается в формате отдельных модулей и сопровождающей их микросертификации.

Иммерсивные технологии

В стенах мировых и российских университетов появляются технологии, которые помогают студентам развивать практические навыки в дополненной реальности.

Так, в Университете Сан-Диего (SDSU) при обучении медиков используются тренажеры, где студенты видят больного в дополненной реальности и могут диагностировать симптомы заболеваний. В Сеченовском университете в дополненной реальности проводят операции.

Университет Хассона разработал программу AR StageCraft для художников и декораторов, которая позволяет проектировать картины и декорации на пространствах университета. Университет Вестминстера использует проект REVRLaw для изучения уголовного права. Внутри симулятора студент видит место преступления и проводит криминологическое исследование.

В Колумбийском университете гибридная среда интегрируется в виртуальную реальность. Люди из разных уголков планеты могут собраться виртуально с помощью очков в одной аудитории и послушать лекцию.

В российских вузах VR-технологии используются, чтобы проводить лабораторные эксперименты, виртуально посещать театры и музеи, создавать объемные модели, отрабатывать разного рода компетенции.

Два года происходящей экспресс-трансформации образования привел к тому, что многие практики и технологии, бывшие пару лет назад экспериментальными, становятся нормой. Новые цифровые технологии создают иные образовательные практики и формируют следующее поколение технологической платформы образования. В этой трансформации создается новая цифровая дидактика, которая изменит представление об университетах.

Оригинал материала


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»