Top.Mail.Ru

Профессор МГПУ о влиянии искусства и архитектуры на человека

Искусство и архитектура — универсальные трансляторы достижений человеческой цивилизации. Благодаря им новые поколения знакомятся с архетипами былых времён и напитываются так называемым духом эпохи. Об этом в интервью RT рассказал доктор психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета Борис Рыжов. Он также объяснил разницу между различными архитектурными стилями и выделил их основные особенности. Психолог отметил, что искусство всегда опережало общественные настроения, поэтому многих художников и архитекторов не понимали их современники.

— Считается, что искусство и архитектура влияют на формирование личности, укрепляют её духовную составляющую и нередко даже формируют мировоззрение. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее — каким образом искусству и архитектуре удаётся это сделать?

Борис Рыжов:

Искусство — это игра человеческой цивилизации, для её развития оно выполняет ту же роль, какую выполняют игры в жизни детей. Например, когда ребёнок играет в пожарного или врача, он через игру узнаёт особенности этих профессий, игра помогает ему расширять свои знания об окружающем мире. Так и искусство выполняет аналогичную функцию для всей цивилизации, оно позволяет человеку прочувствовать на себе разные модели поведения, стать полноценным членом общества. Люди на протяжении сотен лет читают пьесу «Ромео и Джульетта», погружаясь в горечь разрушенной любви, переживают истинные чувства, поднимаясь на более высокий уровень человечности.

Искусство — это великий транслятор достижений цивилизации, передающий эти достижения последующим поколениям. И архитектура воздействует на нас сильнее, чем любые виды искусства. Вся жизнь современного горожанина проходит в архитектурной среде. В то время как музыка, изобразительное искусство оказывают на нас только кратковременное воздействие. Да, оно может вызвать у нас сильное впечатление, однако, когда музыка заканчивается, вскоре мы забываем о том, что чувствовали, и переключаемся на другие дела. Архитектура же постоянно транслирует нам мысли и чувства тех людей, которые когда-то создавали городские ансамбли.

— Для каждой эпохи характерна своя «картина мира», которая складывается из различных идей и норм. Что такое дух эпохи и как он находит отражение в архитектурных стилях и в произведениях искусства в целом?

Борис Рыжов:

Дело в том, что человеческая культура, подобно живому организму, проходит стадии своего развития — формирования, становления, самопознания, расширения своих границ. Все эти стадии запечатлеваются в искусстве, которое адресовано прежде всего современникам — через восприятие актуального искусства человек формируется как член своего общества. При этом лучшие произведения живут веками и тысячелетиями, передавая ценности прежних эпох.

— Есть ли способы воспитания архитектурного вкуса у ребёнка с детства? Надо ли ему прививать чувство прекрасного?

Борис Рыжов:

Конечно, нужно. Хотя сделать всех людей одинаково утончёнными невозможно. Такие утопические желания были у деятелей прошлого, которые хотели облагодетельствовать всё человечество. Например, мы прекрасно понимаем, что человек, всю жизнь проживший в Санкт-Петербурге, отличается от жителей других городов. Нередко коренным петербуржцам приписывают врождённую интеллигентность. Это как раз связывают с духом великого города и с тем, что люди напитываются его атмосферой, глядя на чудесные архитектурные ансамбли центра Петербурга. Такие места очень важны, так как они прививают чувство красоты и причастности к своей культуре, к своей цивилизации.

— Ваши исследования показывают, что есть определённые архитектурные стили, которые одинаково воспринимаются в разных культурах. Что это за стили и насколько в целом универсален «язык» архитектурных ансамблей?

Борис Рыжов:

Да, есть устоявшиеся стили, каждый из которых возник в определённую историческую эпоху и несёт её идеалы. Например, для утвердившейся в XVIII веке архитектуры классицизма были характерны строгая симметрия форм, античные колонны, купола и декор. Этот стиль возник в то время, когда элита общества была буквально загипнотизирована духом античности, идеалами служения обществу, римской доблестью. Эти идеалы отчётливо запечатлелись в классической архитектуре и сменившем её в начале XIX века стиле ампир.

Стиль модерн, зародившийся в конце XIX века, отражал уже совсем иную эпоху. В этот период для элиты общества социальные ценности ушли на второй план. Их место заняла утончённая личность эстета. Дух этой личности живёт в лучших постройках той эпохи — в изысканных московских особняках архитекторов Льва Шехтеля и Фёдора Кекушева или домах Лидваля в Санкт-Петербурге. И поскольку идеалом эпохи является уникальная личность, то и лучшие её строения — это не общественные здания, а частные особняки, в которых всё вплоть до дверной ручки — уникальные произведения искусства.

Затем наступает эпоха конструктивизма, революционного стиля, где основной принцип — разрушение старого и отказ от прежних принципов, включая пересмотр канонов красоты. Здания в первую очередь должны быть функциональными. Конструктивизм стал важным шагом вперёд, поскольку создание чего-то нового часто требует полного разрушения старого. Этот стиль тоже обладает своей дерзкой и смелой красотой.

— Как вы считаете, нужно ли архитектору или художнику в целом учитывать мнения общества и различные психологические знания при создании произведения? Может ли это сделать его работу более гармоничной?

Борис Рыжов:

Здесь всё зависит от того, что движет архитектором или художником. Но я считаю, что учитывать мнение общества нужно. Хотелось бы пожелать нашему искусству, чтобы оно совершило очередной виток возрождения классических принципов. Например, чтобы современные архитекторы ушли от безликих «человейников», которые не только заполоняют окраины городов, но и порой разрушают старые архитектурные ансамбли. Нужно, чтобы пришло новое понимание гармонии — единства и соразмерности всех частей произведения.

Источник: RT
Фото: МГПУ


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»