Top.Mail.Ru

19 января 2022 года в 15:30 состоится четвертое заседание V серии университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании» под руководством Игоря Реморенко, ректора МГПУ, и Бориса Эльконина, главного научного сотрудника лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

С докладом «Ребенок как субъект учебной деятельности: кто может вырастить это чудо» перед участниками семинара выступит Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. В этом докладе будут продолжены темы, затронутые спикером в рамках XXVII научно-практической конференции Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО».

В своем докладе, сделанном на конференции, Галина Анатольевна переосмыслила некоторые части схемы «Три слоя учебной деятельности», которая была предложена В.В. Давыдовым и его коллегами в 1988 году. Спикер проанализировала эти слои (мышление, коммуникация, самосознание) по нескольким критериям:

  • предмет совместной работы учеников и учителя,
  • субъект учебной деятельности,
  • механизм порождения рефлексии,
  • результат совместной работы ученика и учителя,

а затем отметила изменения, которые претерпело их содержание.

Например, определяя механизм порождения рефлексии в процессе коммуникации, Галина Анатольевна предложила использовать метафору «эмоциональное заражение», поскольку «каждый момент самостоятельного конструирования понятий происходит в мощном эмоциональном субстрате… сопровождается взрывом удовольствия».

Докладчик также внесла уточнение в понятие «результат совместной работы ученика и учителя» в контексте самосознания. Кроме рефлексии как индивидуальной способности к самоизменению и установлению границ я-самости, есть еще один результат подобных совместных усилий — поиск неизвестного. «Постоянное ощущение, что из точки, которую я… достиг, мне открывается что-то новое», — отметила Галина Анатольевна.

Затем Галина Цукерман подробно разобрала схему «улитки», предложенную В. В. Давыдовым в качестве описания взаимного перехода «мира внутреннего» и «мира внешнего» в процессе развития ребенка, и определила особенности этого перехода между личностью и окружением у младших школьников и подростков.

Рассказывая, каким образом была развита и усовершенствована модель В. В. Давыдова, спикер особо отметила значение слова «поиск»: это все, что «связано с поиском нового способа действия… в узловых точках развертывания учебной деятельности». Дополнив знания об индивидуальных особенностях детей, наиболее склонных к поисковой активности, Галина Анатольевна обстоятельно проанализировала понятие учебной самостоятельности, «умения учить себя». «Субъектное действие должно строиться по трем осям: „могу действовать без чьей-либо помощи“, „могу действовать по собственной инициативе“, „могу действовать по собственному замыслу“», — отметила спикер.

Из-за ограничения во времени спикер не успела представить вторую часть доклада, которая и будет предложена участникам семинара. Посвящена она самому интересному — будущему, вопросам в области субъектности деятельности младших школьников, которые пока только предстоит осмыслить.

Предлагаем перед началом семинара посмотреть видеозапись доклада и его обсуждения на научно-практической конференции Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО».

Презентацию состоявшегося доклада можно скачать по ссылке.

Для участия в семинаре в качестве слушателя необходимо зарегистрироваться.

Видеоматериалы предыдущих встреч представлены на официальном сайте семинара.

В 2022 году университетский семинар также состоится 16 февраля, 16 марта, 20 апреля и 18 мая.