Молодежь предпочитает здания в стиле сталинского ампира, а не современный архитектурный стиль, социоцентристы выбирают архитектуру классицизма, а гедонисты и эгоцентристы — хайтек. В МГПУ подвели итоги первого в России психосоциального исследования влияния архитектуры на человека, которая оказывает мощное воздействие на личность.
Портал «Архсовет Москвы» рассказал о первом российском исследовании проблемы развития архитектурного искусства в контексте воздействия на психологические особенности современной личности.
Автор «Исследования восприятия исторических памятников и их архитектурных стилей разными возрастными группами» профессор Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук Борис Рыжов провел опрос, в котором участвовало около 1 тыс человек в возрасте от 14 до 70 лет как из России, жители 30 городов, например, Москва и Новосибирск, а также Шуя, Моздок, Иркутск, Владивосток, Усть-Каменогорск, так из Казахстана и Беларуси.
Респонденты сравнивали монументальные здания, особняки, многоквартирные дома, построенные в разных архитектурных стилях: классицизм — яркий представитель которого Большой театр, модерн — гостиница «Метрополь», современный стиль — небоскреб Москва-Сити, конструктивизм — Дом культуры им. Зуева, триумф — главное здание ВДНХ, «большой» стиль конца 30-х или магно — Российская государственная библиотека. Каждое из архитектурных сооружений оценивалось по шкале удовольствия.
«Архитектура оказывает мощное психологическое воздействие на личность человека. Каждый стиль, стоит заметить, заключает в себе нравственные идеи. Так, скажем, в ХХ веке, в самом начале, был модерн с его идеями утонченного эгоцентризма; конструктивизм — детище революции, который отрицает все старые нормы; триумф превозносит идеологию победившей страны; деконструктивизм с нарочитостью демонстрирует разрушение сложившегося порядка, который сменяет классицизм, то есть возврат к традиционным ценностям. Так как архитектура — это мощный транслятор идей для следующих поколений, то здания, в которых учатся дети и молодежь, важно строить не из железа, бетона и стекла. Согласно исследованию МГПУ, молодежь предпочитает классическую стилистику. Скажем, человек, который каждый день входит в величественное здание главного корпуса МГУ ощущает, что это храм науки, что не скажешь про тех, кто учится и работает в минималистическом здании», — сказал профессор МГПУ Борис Рыжов.
Для современной архитектуры характерен плюрализм в формообразовании, может поэтому участники опроса всех возрастов предпочли классические архитектурные формы, что выразилось высоким рейтингом классицизма (58%), ампира и триумфа (62%). Мощный, монументальный сталинский ампир, речь идет про общественные здания, оказался особенно привлекателен для молодежи (64%).
Стоит отметить и региональные психологические аспекты восприятия современной архитектуры. Жители столицы отдают предпочтение классицизму (66%), как граждане Беларуси и Казахстана (52%). Россияне в большей степени, чем иностранцы предпочитают модерн, он на III месте в рейтинге предпочтений, а молодежи Казахстана и Белоруссии нравится современный стиль, он оказался на II месте.
В ходе исследования профессор МГПУ выявил такую закономерность: предпочтение архитектурного стиля зависит от типа личности и особенностей мотивации. Так, скажем, социоцентристы, нацеленные на нравственные ценности, на сохранение традиционных представлений о порядке и красоте предпочитают классицизм, тогда как приверженцы гедонистического типа — хайтек.
«Респонденты, имеющие гедонистические черты, отдают предпочтение современной архитектурной форме, а социально активный тип личности, стремящийся к самореализации, предпочитают классические архитектурные стили», — отметил Борис Рыжов.
Что верность архитектурным традициям говорит о российском обществе?
Профессор МГПУ составил рейтинг самых «эмоциональных» архитектурных стилей