19 марта 2021 года в Центре проектного творчества «Старт-ПРО» состоялась презентация основных результатов научно-исследовательской работы «Проблемы соблюдения прав ребенка на доступность образования в условиях реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в дистанционном формате в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в городе». Данная работа была выполнена сотрудниками Института системных проектов МГПУ по инициативе Уполномоченного по правам человека в городе Москве.
С приветственным словом к участникам обратились Татьяна Потяева, Уполномоченный по правам человека в городе Москве, и Ольга Ярославская, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Открыл мероприятие ректор МГПУ Игорь Реморенко.
Татьяна Потяева в своем выступлении сообщила о рисках, связанных с качеством и доступностью обучения в городской системе образования. С начала пандемии коронавируса в адрес Уполномоченного поступило большое количество обращений горожан по вопросам организации дистанционного обучения. Ольга Ярославская, в свою очередь, рассказала о мониторинге работы московских школ, который был проведен сотрудниками аппарата осенью 2020 года и весной 2021 года, отметив, что результаты мониторинга и научно-исследовательской работы коррелируются по основным позициям.
С установочным докладом, обозначив общую рамку исследования, выступила Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ. Она рассказала о том, чем была вызвана необходимость исследования, как оно проводилось и каковы его общие результаты. Исследование изучения проблем доступности и безопасности образовательных ресурсов и приложений, инструментов дистанционных образовательных технологий для школьников в период первой волны пандемии (весны 2020 года), а также их удовлетворенности услугами провайдеров и системой сопровождения образовательного процесса проводилось в октябре-ноябре 2020 года.
Валентина Салахова, ведущий научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ, продолжила знакомить собравшихся с результатами опроса школьников, обучающихся по программам начального и основного общего образования. Результаты опроса включали мнения 856 школьников образовательных учреждений из разных административных округов города Москвы. Участниками исследования являлись школьники из различных категорий семей (дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети с особыми образовательными потребностями; приемные дети; дети, находящиеся на домашнем обучении; дети, обучающиеся в спортивных школах; дети из обычных семей). В своем выступлении Валентина Салахова сообщила о том, что московские школьники оказались не готовы к экстренному переходу на дистанционное обучение. Лишь немногие ученики имели возможность пользоваться собственными компьютерами. Некоторые брали технику у других членов семьи, а большинство использовали мобильные телефоны или планшеты (дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети с особыми образовательными потребностями; приемные дети; дети, находящиеся на домашнем обучении). Это не только создавало дополнительную нагрузку, но и мешало усвоению материала.
Кроме того, докладчик отметила, что особую категорию риска составили дети из многодетных семей, дети из семей с низким уровнем доходов и дети с особыми образовательными потребностями. Представленной категории не предоставлялось возможным перейти на удаленное обучение в связи с возникшими техническими проблемами: отсутствие необходимого оборудования и собственного рабочего места у ребенка, нестабильная работа сети Wi-Fi и частые обрывы интернет-соединения. В качестве негативных последствий дистанционного обучения школьники отметили возросшие нагрузки, отсутствие личных контактов с учителем и общения с одноклассниками, а также трудности в усвоении учебного материала. Важным результатом опроса стало подтверждение общего желания вернуться к очному формату обучения. Против того, чтобы продолжать учиться дистанционно, выступили 90% учеников вторых и четвертых классов, 66% учеников пятых и шестых классов, 52% учеников седьмых и девятых классов и 86% родителей. Однако 17% обучающихся (от общего количества опрошенных) высказали мнение о возможности интегрировать очную форму обучения с дистанционной; и только 11% школьников хотели в будущем учиться онлайн. Учителя и руководители школ отметили и позитивные моменты перехода на дистанционный формат обучения: он ускорил обучение учителей дистанционным формам ведения уроков, способствовал более активному использованию педагогами материалов МЭШ. Также спикеры отдельно подчеркнули, что образовательные материалы МЭШ необходимо делать ориентированными не только на педагогов, но и на учеников, чтобы эти пособия можно было использовать для самостоятельного обучения.
Иван Климов, ведущий научный сотрудник научно-методического отдела проектирования и развития городских инициатив Института системных проектов МГПУ, рассказал о новой роли родителей в дистанционном обучении. В данном образовательном формате родителям отводится роль ассистентов учителей, однако во время первой волны коронавируса мало кто из них был готов к подобной роли. Родители сами были вынуждены работать в дистанционном режиме, и это создало дополнительные трудности в организации рабочего пространства в домашних условиях. Кроме того, родители столкнулись с методическими проблемами: даже если они сами понимали материал, им трудно было объяснить его детям. Это привело к увеличению числа запросов со стороны родителей на психологическую и педагогическую поддержку. Важным результатом опроса также стало подтверждение всеобщего желания вернуться к очному формату обучения.
Остро прозвучала тема доклада Елены Петряевой, старшего научного сотрудника информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ. «Учителя и руководители — люди будущего или операторы кол-центра?» — задалась вопросом Елена Петряева. Опрашивая руководителей школ и педагогов, исследователи искали ответы на четыре группы вопросов: как осуществлялся переход на дистанционное обучение, какие изменения претерпел сам учебный процесс при изменении формата, справилась ли школа со вставшим перед ней вызовом и что стоит изменить в будущем, учитывая уроки пандемии. Свои соображения по результатам исследования высказали сразу три спикера: Игорь Реморенко, Евгений Бунимович, председатель комиссии по образованию Московской государственной Думы, и Мирослав Ковалевский, представлявший Детский общественный совет при Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве.
Отдельный блок докладов был посвящен технологическим платформам дистанционного образования. Наталья Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, познакомила участников круглого стола с нормативной базой и инфраструктурой обучения в дистанционном формате. Евгений Комаренко, директор Департамента решений в сфере образования ГКУ «Инфогород», рассказал о перспективах развития отечественных сервисов для реализации электронного образования с использованием технологий дистанционного обучения.
В последующем обсуждении приняли участие Мария Лазутова, председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, Александр Адамский, научный руководитель АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», Алексей Чегодаев, председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве, и Людмила Мясникова, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы. Дискуссию продолжили Юлия Камал, председатель Совета МГАРДИ, Наталья Карпович, председатель региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы», и Дмитрий Плужников, директор школы № 1373 города Москвы. Спикеры представили мнение других влиятельных педагогических сообществ и общественности. Светлана Войтас, директор ГБУ «Центр реабилитации и образования № 7» ДТСЗН города Москвы, Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», уточнили высказанные ранее мнения своих коллег. Александра Боброва, ведущий специалист Фонда «Общественное мнение», обозначила в качестве важной проблемы падение мотивации к обучению у школьников при переходе на дистанционный формат.
Мероприятие завершили выступления руководителей московских школ. Из положительных результатов вынужденного перехода на удаленный формат обучения докладчики отметили повышенный интерес педагогов к новым методологическим наработкам и программам обучения.
Видеозапись мероприятия можно посмотреть по ссылке.
Инфографика результатов исследования по ссылке.