Top.Mail.Ru

Переход школ на дистанционное обучение: что показало исследование?

19 марта 2021 года в Центре проектного творчества «Старт-ПРО» состоялась презентация основных результатов научно-исследовательской работы «Проблемы соблюдения прав ребенка на доступность образования в условиях реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в дистанционном формате в период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в городе». Данная работа была выполнена сотрудниками Института системных проектов МГПУ по инициативе Уполномоченного по правам человека в городе Москве.

С приветственным словом к участникам обратились Татьяна Потяева, Уполномоченный по правам человека в городе Москве, и Ольга Ярославская, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. Открыл мероприятие ректор МГПУ Игорь Реморенко.

Татьяна Потяева в своем выступлении сообщила о рисках, связанных с качеством и доступностью обучения в городской системе образования. С начала пандемии коронавируса в адрес Уполномоченного поступило большое количество обращений горожан по вопросам организации дистанционного обучения. Ольга Ярославская, в свою очередь, рассказала о мониторинге работы московских школ, который был проведен сотрудниками аппарата осенью 2020 года и весной 2021 года, отметив, что результаты мониторинга и научно-исследовательской работы коррелируются по основным позициям.

С установочным докладом, обозначив общую рамку исследования, выступила Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ. Она рассказала о том, чем была вызвана необходимость исследования, как оно проводилось и каковы его общие результаты. Исследование изучения проблем доступности и безопасности образовательных ресурсов и приложений, инструментов дистанционных образовательных технологий для школьников в период первой волны пандемии (весны 2020 года), а также их удовлетворенности услугами провайдеров и системой сопровождения образовательного процесса проводилось в октябре-ноябре 2020 года.

Валентина Салахова, ведущий научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ, продолжила знакомить собравшихся с результатами опроса школьников, обучающихся по программам начального и основного общего образования. Результаты опроса включали мнения 856 школьников образовательных учреждений из разных административных округов города Москвы. Участниками исследования являлись школьники из различных категорий семей (дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети с особыми образовательными потребностями; приемные дети; дети, находящиеся на домашнем обучении; дети, обучающиеся в спортивных школах; дети из обычных семей). В своем выступлении Валентина Салахова сообщила о том, что московские школьники оказались не готовы к экстренному переходу на дистанционное обучение. Лишь немногие ученики имели возможность пользоваться собственными компьютерами. Некоторые брали технику у других членов семьи, а большинство использовали мобильные телефоны или планшеты (дети из многодетных и малообеспеченных семей; дети с особыми образовательными потребностями; приемные дети; дети, находящиеся на домашнем обучении). Это не только создавало дополнительную нагрузку, но и мешало усвоению материала.

Кроме того, докладчик отметила, что особую категорию риска составили дети из многодетных семей, дети из семей с низким уровнем доходов и дети с особыми образовательными потребностями. Представленной категории не предоставлялось возможным перейти на удаленное обучение в связи с возникшими техническими проблемами: отсутствие необходимого оборудования и собственного рабочего места у ребенка, нестабильная работа сети Wi-Fi и частые обрывы интернет-соединения. В качестве негативных последствий дистанционного обучения школьники отметили возросшие нагрузки, отсутствие личных контактов с учителем и общения с одноклассниками, а также трудности в усвоении учебного материала. Важным результатом опроса стало подтверждение общего желания вернуться к очному формату обучения. Против того, чтобы продолжать учиться дистанционно, выступили 90% учеников вторых и четвертых классов, 66% учеников пятых и шестых классов, 52% учеников седьмых и девятых классов и 86% родителей. Однако 17% обучающихся (от общего количества опрошенных) высказали мнение о возможности интегрировать очную форму обучения с дистанционной; и только 11% школьников хотели в будущем учиться онлайн. Учителя и руководители школ отметили и позитивные моменты перехода на дистанционный формат обучения: он ускорил обучение учителей дистанционным формам ведения уроков, способствовал более активному использованию педагогами материалов МЭШ. Также спикеры отдельно подчеркнули, что образовательные материалы МЭШ необходимо делать ориентированными не только на педагогов, но и на учеников, чтобы эти пособия можно было использовать для самостоятельного обучения.

Иван Климов, ведущий научный сотрудник научно-методического отдела проектирования и развития городских инициатив Института системных проектов МГПУ, рассказал о новой роли родителей в дистанционном обучении. В данном образовательном формате родителям отводится роль ассистентов учителей, однако во время первой волны коронавируса мало кто из них был готов к подобной роли. Родители сами были вынуждены работать в дистанционном режиме, и это создало дополнительные трудности в организации рабочего пространства в домашних условиях. Кроме того, родители столкнулись с методическими проблемами: даже если они сами понимали материал, им трудно было объяснить его детям. Это привело к увеличению числа запросов со стороны родителей на психологическую и педагогическую поддержку. Важным результатом опроса также стало подтверждение всеобщего желания вернуться к очному формату обучения.

Остро прозвучала тема доклада Елены Петряевой, старшего научного сотрудника информационно-аналитического отдела Института системных проектов МГПУ. «Учителя и руководители — люди будущего или операторы кол-центра?» — задалась вопросом Елена Петряева. Опрашивая руководителей школ и педагогов, исследователи искали ответы на четыре группы вопросов: как осуществлялся переход на дистанционное обучение, какие изменения претерпел сам учебный процесс при изменении формата, справилась ли школа со вставшим перед ней вызовом и что стоит изменить в будущем, учитывая уроки пандемии. Свои соображения по результатам исследования высказали сразу три спикера: Игорь Реморенко, Евгений Бунимович, председатель комиссии по образованию Московской государственной Думы, и Мирослав Ковалевский, представлявший Детский общественный совет при Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве.

Отдельный блок докладов был посвящен технологическим платформам дистанционного образования. Наталья Киселева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, познакомила участников круглого стола с нормативной базой и инфраструктурой обучения в дистанционном формате. Евгений Комаренко, директор Департамента решений в сфере образования ГКУ «Инфогород», рассказал о перспективах развития отечественных сервисов для реализации электронного образования с использованием технологий дистанционного обучения.

В последующем обсуждении приняли участие Мария Лазутова, председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, Александр Адамский, научный руководитель АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», Алексей Чегодаев, председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве, и Людмила Мясникова, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы. Дискуссию продолжили Юлия Камал, председатель Совета МГАРДИ, Наталья Карпович, председатель региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы», и Дмитрий Плужников, директор школы № 1373 города Москвы. Спикеры представили мнение других влиятельных педагогических сообществ и общественности. Светлана Войтас, директор ГБУ «Центр реабилитации и образования № 7» ДТСЗН города Москвы, Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», уточнили высказанные ранее мнения своих коллег. Александра Боброва, ведущий специалист Фонда «Общественное мнение», обозначила в качестве важной проблемы падение мотивации к обучению у школьников при переходе на дистанционный формат.

Мероприятие завершили выступления руководителей московских школ. Из положительных результатов вынужденного перехода на удаленный формат обучения докладчики отметили повышенный интерес педагогов к новым методологическим наработкам и программам обучения.

Видеозапись мероприятия можно посмотреть по ссылке.

Инфографика результатов исследования по ссылке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
19
1


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»