В издании «VTimes» опубликована статья Елены Ивановой, заведующей лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ. В ней Елена Владимировна поразмышляла о том, как изменится школьное пространство после дистанта.
Действительно, дистанционное обучение обнажило множество проблем школьного образования, которые можно и нужно решать. Например, раньше образовательная среда школы состояла из социального, пространственно-предметного и методического компонентов. Сейчас к ним добавился еще и цифровой компонент, а это значит, что для того чтобы идти в ногу со временем, школа должна пересматривать и свою стратегию, и образовательные программы, используя технологии очного и дистанционного обучения, обучения в городе.
«Школа будущего, которую мы сейчас можем спроектировать, должна быть в первую очередь вариативной. Необязательно весь процесс всегда выстраивать только очно или дистантно: можно использовать разные форматы. Например, в очном режиме проводить опыты и лабораторные занятия, определенные уроки, старт курса у педагога, чтобы он мог увидеть и «собрать» группу, получить ее энергию. А потом, в зависимости от ситуации и периода, можно часть занятий спокойно переводить в дистанционный формат и комбинировать очные и заочные формы: это и экономит силы, и разграничивает потоки учеников.
С такой вариативностью нужно научиться работать. Например, подумать, как организовать в классе дополненную реальность, в которой часть учеников учится очно, а часть — дистанционно, подумать о том, как включать в эту среду школьников и в каком режиме могут присутствовать учителя. Понять, возможно ли для проведения внеурочных занятий приглашать педагогов из других школ или профессоров вузов, обогащая тем самым образовательный процесс, и так далее", — пишет Елена Иванова.
Автор отмечает и другое немаловажное изменение, которое принесла пандемия: «Сейчас педагоги больше включаются в процессы соучаствующего проектирования школьного пространства, хотят что-то изменить, взять ответственность за происходящие изменения, стать их субъектами. Возможно, что именно дистант в период пандемии дал время переосмыслить учителям свою роль в преобразованиях, происходящих в школе.
Так учителя и ученики становятся субъектами изменений, а школа — постоянно меняющимся пространством. В таком формате взаимодействия ребята, как правило, предлагают отличные идеи, которые потом воплощают в реальных проектах дизайнеры. Как сильно может измениться школа, если дать детям возможность решать, какого цвета будут ее стены, как будут организованы общие пространства для двигательных и полезных активностей! Вместе со взрослыми ребята могут определять, что будет происходить в разных пространствах школы: от групповой и исследовательской работы до неформального общения и проведения перфомансов. Персонализация школьной среды — также важный критерий ее современности, комфортности и безопасности".
Полный текст статьи Елены Ивановой «Дополненная реальность школы» можно прочитать здесь.